Использование метафоры (сказкотерапия, метафорические карты) в работе с детьми с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, сказкотерапия


Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения ребенком мира. Чем полнее дети воспринимают действительный мир, чем богаче мир их эмоционального отражения. Естественно, нарушение зрения у детей может повлиять на сферу чувственного познания и психические свойства (восприятие, представление, мышление) и тем самым сузить их эмоциональную сферу.

Сравнительное исследование восприятия, понимания и оценки эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, проведенное Г.В.Григорьевой показало их значительное отличие от нормально видящих детей, как при восприятии выразительных средств эмоций, так и при их воспроизведении.

Не владея мимикой лица, дети не могут показать свое эмоциональное состояние: наблюдается амимичность, отсутствие мышечных ощущений выразительных движений. В связи с этим они не в состоянии оценить и эмоции партнера. Нарушение зрения видоизменяет эмоциональность переживаний и усиливает или снижает степень положительных и отрицательных эмоций у детей.

Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в корреционно-развивающем процессе. Одним из методов по развитию эмоций у детей с нарушением зрения является сказкотерапия.

Для маленького ребенка чтение сказок совершенно естественная вещь. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Слушая сказку, малыш увеличивает свой кругозор, развиваются его память, мышление, внимание. Кроме того, сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит малыша находить разные способы выхода из затруднительных положений.

Л.Опрышко, психолог специальной библиотеки для слепых, и Т.Кобежикова, практикующий психолог, рекомендуют использовать как известные, так и авторские, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки. На занятиях малыши раскрепощаются, преодолевают страхи и неуверенность в себе, у них формируются и развиваются навыки общения и позитивного отношения к окружающему миру – все то, что необходимо ребятам, которые не могут полностью познать мир и себя с помощью зрения.

Н. Погосова разработала программу коррекционно-развивающих занятий «Погружение в сказку»: дети путешествуют по сказкам, выполняют упражнения играют в игры по сюжету. В занятия включаются упражнения для тренировки и расслабления глазодвигательных мышц. Упражнения для сохранения и укрепления зрения можно взять из книги Т.Кислинской.

К примеру, на занятии по ознакомлению с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка» дети выполняют упражнения на расслабление глазных мышц:

- «Чистка кастрюли» (медленно переводят взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса);

- «Печаль Крошечки - Хаврошечки» (закрывают лицо руками, вытирают слезы - гладят глаза подушечками пальцев);

- «Заветные слова» (дети разбиваются на пары и по очереди повторяют друг другу слова, от которых уснули сестры: «Спи, глазок, спи, другой», говорящий тихонько хлопает по плечу партнера).

Для разработки занятий по методике Н.Погосовой можно использовать сказку Е.Кичаевой «Кролик с очками», стихи А.Барто «Скоро десять лет Сереже…», Татьяны Варламовой «Очкарик».

Можно самим сочинить сказку, например, сказку о маленьком Принце или Принцессе (в зависимости от того, кто собирается носить очки), о том, как сказочный герой вдруг стал плохо видеть, как лучшие волшебник пытались ему помочь, предлагая то лечебный шоколад, то целебные пилюли (можно расширить список волшебных лекарств). И ничего не помогало. И вдруг сказочная фея пообещала спасти больного – преподнесла ему в дар волшебные очки! И свершилось чудо – Принц/Принцесса теперь прекрасно видит, в чудесном настроении решает позвать всех на бал! В конце рассказывания сказки можно предложить всем желающим примерить сказочные очки.

Каждый ребёнок индивидуален: одни дети умеют и любят слушать сказки, с лёгкостью могут их пересказать; другим требуется обязательное визуальное сопровождение. Учитывая, что дети имеют различные нарушения зрения, целесообразно предоставить им возможность потрогать, пощупать обсуждаемый предмет. И не всегда это может быть объёмная игрушка или муляж. Это могут быть самодельные бумажные, фигурки; плоскостные текстильные изображения, различные по цветовой гамме, структуре, размеру. Держа даже такую фигурку в руках, ребёнок быстрее включается в игру.

Рабочими инструментами педагога на занятиях по сказкотерапии и игротерапии могут быть не только сами сказки и игры, но и конструкторы, цветная бумага, карандаши, краски и кисти, солёное тесто, куклы и т.д. Можно использовать развивающие коврики с множеством съёмных деталей, крепящихся на пуговицах, крючках, липучках, имеющие различные застёжки и шнуровки. Очень полезными помощниками станут метафорические карты («Волшебный сундучок» И.Васильевой, «Мастер сказок» Т.Зинкевич-Евстигнеевой).

К.О.Елхова выделила несколько правил, которых нужно придерживаться при драматизации сказок с детьми с нарушениями зрения.

- правило всеобщего участия, т.е. в драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, животных, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, солнышко и т.д.

- правило свободы выбора, т.е. каждая сказка проигрывается неоднократно до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.

- правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием мы обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. Детям задаём вопросы: Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чём думает?

- правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит её обсуждение: Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

- правило мудрого руководителя, т.е. индивидуальный подход к каждому ребёнку

Сама по себе драматизация сказок не допускает «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

Литература

  1. Елхова К.О. Влияние сказки на развитие эмоционально-нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения // http://www.maam.ru/
  2. Кислинская Т.А. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. – СПб.: Питер, 2011. – 128 с.
  3. Кобежикова Т.Б. Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями зрения // https://blog.dohcolonoc.ru/
  4. Панова С.В. Использование элементов «сказкотерапии» для развития речи детей с нарушением зрения // https://nsportal.ru/
  5. Погосова Н. Погружение в сказку. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
  6. Тимофеева С.А. Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи // Дошкольная педагогика, 2007. - №8. – С. 36-38.