Особо охраняемые природные территории Краснодарского края

Разделы: Биология, География, Экология, Мастер-класс

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Краснодарский край


Цели:

  • развитие экологической культуры,
  • формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения. (СЛАЙД 2)

Задачи:

  • образовательные – формирование системы экологических знаний, знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;
  • воспитывающие – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, способности видеть и понимать красоту живой природы), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
  • методические - совершенствовать организации учебного процесса; оптимизировать активные методы контроля знаний учащихся; повышать уровень педагогического мастерства преподавателя. (СЛАЙД 3)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Элементы образовательных технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, технология сотрудничества, проблемное обучение, опорных конспектов.

Методы обучения: объяснение, самостоятельная работа – частично поисковый, проблемный, беседа, дискуссия – репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Комплексно-методическое обеспечение: система мультимедиа, ноутбук, экран, презентация к уроку, карта «Особо охраняемые природные территории России», карточки-задания для самостоятельной работы, сообщения учащихся об ООПТ Краснодарского края (Приложение 2–7) было д/з.

Межпредметные связи: история, биология, география, информатика, краеведение (кубановедение).

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие. Проверка количества учащихся на уроке.

2. Проверка д/з. (тест – «типы организаций способствующих охране природы»), (Приложение 1).

II. Изучение нового материала

Объявление темы и цели занятия. (СЛАЙД 2, 3)

(СЛАЙД 4)

Учитель: Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. (СЛАЙД 5)

Основные цели создания ООПТ:

  • сохранение уникальных природных ландшафтов;
  • охрана генофонда исчезающих, реликтовых видов растений и животных;
  • обеспечение экологических условий их эволюции;
  • охрана и защита рекреационных экосистем и др.

Разнообразны категории охраняемых участков природы. Они различаются по степени строгости заповедного режима.

Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные катего­рии указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. (СЛАЙД 6)

Всего в России по создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. (СЛАЙД 7,8)

Заповедники

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Наше путешествие по охраняемым природным территориям мы начнём с заповедников. Заповедать… Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой. История создания заповедников в России уходит своими корнями в средние века. (СЛАЙД 9,10,11)

Заповедник – называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом.

С помощью заповедников решаются три главные задачи:

  • охрана флоры, фауны и экосистем;
  • ведение научной работы;
  • работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных. (Приложение 2) (СЛАЙД 12,13)

Биосферными названы заповедники, созданные на территориях, в наименьшей степени подвергшихся негативному антропогенному воздействию. Все эти заповедники объединены в мировую сеть, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и ведут постоянные наблюдения за изменением природной среды под влиянием антропогенной деятельности человека. (Приложение 3)

Национальные природные парки - это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма, это изъятые из хозяйственного использования территории. (СЛАЙД 14,15)

Основная цель национальных парков - сохранение природных комплексов и объектов в сочетании с организацией экологического просвещения населения в процессе непосредственного знакомства с типичными и уникальными ландшафтами, растениями и животными. Как и в заповедниках, в них охраняются эталоны природных комплексов и генофонд типичных и редких организмов. (Приложение 4)

Заказники. «Заказ» - очень старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай или делай разумно».

Заказники - участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта.

Заказники создаются на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. После восстановления плотности популяции видов животных и растений, природного ландшафта и т.д., заказники закрываются. (Приложение 5)

Памятники природы

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 года, памятники природы - это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект. Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть: пещеры, каньоны, ущелья, водопады, лагуны, гейзеры, вековые деревья и т.д. Основная цель объявления природных комплексов и объектов памятниками природы - сохранение их естественного состояния. 35 памятников природы. (Приложение 6) (СЛАЙД 16,17,18,19,20)

И это немногое что мы можем изучить сегодня на уроке.

III. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме

Ответьте на вопрос (Приложение 7) (СЛАЙД 21)

IV. Заключительный этап урока

Учитель: Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!

Интерес к нашему краю возрастает, мы должны помнить о животном и растительном мире, который мы должны сохранить для будущих поколений. Главное – любить наш богатейший край, настоящую «жемчужину России», не оставаться равнодушным с его проблемам и мы должны сберечь, то, что нам досталось в наследство.
Давайте сохраним нашу Землю для себя и потомков!

С/р по карточкам (закрепление изученного материала), подведение итогов урока (Приложение 8). (СЛАЙД 22–24)

V. Задание на дом

C помощью атласа Краснодарского края обозначить на контурной карте:

1) памятники природы Краснодарского края;

2) территорию Кавказского государственного биосферного заповедника;

3) Сочинский национальный парк.

Приготовить рассказ о любой ООПТ нашего края и района.