Перспективы непрерывного образования школьников на базе всероссийских научных центров

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: образование, непрерывное образование


Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы непрерывного образования школьников по естественнонаучному профилю на базе образовательных научных центров, лагерей, профильных научных смен.

Ключевые слова.Непрерывное образование, научные образовательные центры.

Abstract. This article deals with the problems of continuous education of schoolchildren in the natural science profile on the basis of educational research centers, camps, profile shifts.

Key words: continuing education, scientific educational centers.

В настоящее время работа с одаренными детьми и талантливой молодежью определяется как одно из стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации.

Именно дополнительное образование рассматривается как ресурс развития способностей, интересов, склонностей и талантов ребенка.

Обращение к вопросам целенаправленной работы с одаренными и талантливыми детьми обусловлено сохранением и преумножением интеллектуального, творческого, культурного потенциала страны и нашего региона.

Работа с одаренными детьми в Воронежской области осуществляется в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, «Планом действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственной программой Воронежской области «Развитие образования», «Стратегией действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы».

В целях поддержки одаренных детей и детей, проявляющих признаки одаренности, в Воронежской области разработан проект «Лига успеха».

По итогам реализации программ проекта в 2016 году более 12 тыс. воронежских детей стали победителями и призёрами конкурсных мероприятий, свыше 2 тыс. - участниками профильных смен для одаренных детей не только на базе областных площадок (автономное учреждение Воронежской области «Пансионат с лечением «Репное»), а также участниками федеральных смен, проводимых в Международном детском центре «Артек», Всероссийских детских центрах «Смена», «Орлёнок», Образовательном центре «Сириус». Реализация тематических, разноплановых программ в рамках проекта позволило систематизировать комплекс мероприятий, направленных на выявление, сопровождение и развитие потенциала детской одаренности, выстроить систему межведомственного и сетевого взаимодействия заинтересованных структур, учреждений, организаций и ведомств.

Центру по работе с одаренными детьми Воронежской области – около пяти лет. Он открыт на базе «Пансионата с лечением «Репное» и принимает в год до 1400 стажеров – победителей и призеров профильных турниров и олимпиад. Образовательные программы для них реализуются в рамках двух направлений: предметного и тематического. Мастер-классы и занятия по физико-математическим, филологическим, лингвистическим, химико-биологическим, историко-правовым, театральным, художественным профилям проводят ведущие педагоги Воронежского института развития образования, воронежских школ и вузов.

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» регулярно проходит тематическая дополнительная общеразвивающая программа технической и естественнонаучной направленности «ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА «ЛИФТ В БУДУЩЕЕ» - некоммерческое партнерство Благотворительного фонда «Система» (АФК «Система») и МГУ имени М.В. Ломоносова.

Программа направлена на освоение школьниками современных технологий проектной работы в наукоёмких областях и приоритетных сферах развития экономики; на приобретение опыта работы в проектных командах при решении отраслевых и технологических задач; а также на профориентацию школьников по инженерному и естественнонаучному профилю.

Каждая проектная команда проводит свою работу в трёх подразделениях: проектном офисе, конструкторском бюро и ресурсном центре. Такая организация деятельности дает возможность охватить все этапы проектной работы – проектирование эффективного решения и комплексная проработка инфраструктуры, оформление технического задания и создание на его базе опытного образца или прототипа. Результаты работы в мастерских и лабораториях представляются на выставке «Юниор-экспо», которая проходит в конце смены.

Ежегодно в Образовательном центре «Сириус» проходит проектная образовательная программа «Большие вызовы» и включает 12 научных направлений, разработанных ведущими российскими технологическими компаниями и вузами. Цель программы – развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству. Предполагается в будущем сделать это место одним из основных центров притяжения талантливой молодежи для дальнейшей интеграции в высокотехнологичные проекты, которые находятся на особом счету государства.

В образовательной программе – лекции и мастер-классы российских учёных-экспертов, встречи с ведущими предпринимателями страны, ежедневные практические занятия на высокотехнологичном передовом оборудовании в лабораториях и мастерских Парка науки и искусства «Сириус».

Проектная смена проводится в проектных лабораториях «Сириус», в состав которых входят: «3D моделирование»; «Схемотехника и электроника»; «Транспортные системы»; «Архитектура и дизайн»; «Биохакинг»; «Молекулярный дизайн»; «Информационные технологии».

Воспитанники «Сириуса» уезжают, но связь с ними не теряется, последующее сопровождение показывает, что достижения ребят растут. Наставничество, всемерная поддержка, внимание к каждому ребёнку – вот пути решения задачи по созданию эффективных социальных лифтов в регионе.

Так как проекты всегда в этих центрах выполняются на базе высокотехнологического оборудования, при научной консультации высококвалифицированных педагогов, профессоров, аспирантов ведущих вузов страны, то все они имеют конкретный продукт - результат проекта, который может быть использован технологическими компаниями, как идею, способ, метод получения чего-либо нового, нестандартного.

Очень интересным для школьников и студентов вузов является образовательный интенсив - «Остров 10-22», который проходит на базе Сколковского института науки и технологий – «Сколтеха».

В нем могут принять участие более 100 команд университетов и научно-образовательных центров (НОЦ), а также лидеры образовательных проектов и стартапов. Организаторы «Острова 10-22»: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Сколтех, Фонд СКОЛКОВО, РВК, АСИ, Университет 20.35, Платформа НТИ.

Тематические партнеры: Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минпросвещения России, Школа управления СКОЛКОВО, Высшая школа экономики, Кружковое движение, Союз WorldSkills Россия.

Задача интенсива: создание и развитие команд региональных университетов, реализующих системные изменения в образовательной среде для подготовки кадров технологического прорыва. Команды университетов решают и прикладные задачи перестройки процессов университета, и задачи построения в городе и регионе экосистемы, обеспечивающей создание и вывод на глобальный рынок технологических продуктов, преодоление технологических барьеров, решение задач развития цифровой экономики.
Участие в профильных сменах, общение с лучшими педагогами, единомышленниками-сверстниками являются хорошим стимулом для внутреннего личностного развития. Дети приезжают с зарядом положительных эмоций, переполненные впечатлениями, новыми идеями, мыслями по воплощению своих проектов. Существует ли более эффективный вклад в будущее?

Список литературы:

  1. Карпова С.И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми / С. И. Карпова // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 20-27.
  2. Кириленко И.Н. Роль семьи в воспитании одаренных детей / И. Н. Кириленко // Одар. ребенок. – 2011. – № 6. – С. 139-140.
  3. Система дополнительного образования Воронежской области: развитие детской одаренности в пространстве современного образования: сборник материалов областной научно-практической конференции. – Липецк: ООО «Принт Л», 2016. – 152 с.