Развитие познавательных интересов у детей с особыми образовательными потребностями на экскурсиях

Разделы: Биология, География, Краеведение

Классы: 5, 6, 7


Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из важнейших задач каждого учителя. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Вначале это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой, трудной работы, применяя разнообразные методы обучения и воспитания. Что же такое познавательный интерес?

«Познавательным интересом называют такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять и проверить, выяснить и усвоить»[1]. Отсюда необходимо так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка. Но не все в учебном материале может быть для учащихся интересным. Тогда выступает еще один важный источник познавательной деятельности — сам процесс деятельности.

Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, широко применять творческие и исследовательские работы.

Как же научить наших детей любить свой город, край, как привить им любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, познакомить с разнообразными природными явлениями, которые заставят задуматься и вызовут огромный интерес?

Большое место в воспитании познавательных интересов занимают экскурсии. С учащимися я хожу на экскурсии в ближайший лесопарк.

Первая экскурсия проводится ранней осенью. Перед каждой экскурсией я ставлю определенные задачи. Эта экскурсия должна сформировать у детей конкретные представления об изменениях в жизни растений я животных в осенний период, установить причину этих изменений, пронаблюдать за жизнью и повадками животных в эту пору.

Во время экскурсий решаются также и воспитательные задачи: поведение на улице и транспорте, соблюдение правил дорожного движения, уважительное отношение к труду взрослых, воспитание у детей бережного и заботливого отношения ко всему живому на земле, чувства любви к своему городу, родному краю, Родине.

Обращаю внимание детей на окружающую природу, спрашиваю, изменился ли вид растительности со временим.

Затем дети рассматривают деревья, называют их, определяют отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, сравнивают листья березы с хвоинками сосны и ели. Я уточняю, что хвоинки — это тоже листья, но иные, чем у березы . Поэтому одни деревья называются хвойными, другие — лиственными.

Цветущих растений осталось мало, но они еще встречаются. Среди них находим ромашку лекарственную и тысячелистник. Собираем букеты из опавших листьев разных пород деревьев.

После специальных наблюдений и поисков, дети нашли паутину с пауками, увидели мух и жуков. Под корой дерева, нашли божьих коровок: они приготовились к зимовке, устроившись под корой в опавшей листве. Птиц почти нет, увидели только сорок.

В заключение экскурсии прошу сравнить осенний лес с весенним. Дети отмечают, что весной бабочки порхали с цветка на цветок, лес был наполнен щебетом птиц. А сейчас пусто, молчаливо.

Почему же теперь пусто? Куда исчезает все живее? С наступлением холодов исчезли насекомые: они спрятались в щели, под кору, в опавшие листья. Птицы улетели в теплые края, так как им нечем стало питаться.

Подводя итоги экскурсии, делаем вывод, что в жизни животных и растений произошли большие изменения, что существует взаимная связь между живой и неживой природой: с наступлением осени стало холоднее, повяли травы, пожелтели и опали листья, исчезли насекомые, птицы улетели в теплые края. Животные заготавливают себе корм или готовятся к спячке. Возвращаясь, наблюдаем, как местные жители убирают в огородах овощи.

Собранный на экскурсии материал: ветви, кору, шишки, листья — приносим в класс и после уроков оформляем - коллекции, делаем поделки. Детские работы хранятся в кабинете и используются на уроках природоведения, трудового обучения, рисования и русского языка.

С наступлением зимы намечается экскурсия в зимний лес. Заранее, примерно за неделю, сообщаю детям, что мы пойдем на, экскурсию в лесопарк.

Начинается подготовка. Дети собирают корм для птиц, который заготовили еще осенью. Не пропадут зря семена съеденных арбузов и дынь. Все семена дети промыли, просушили и принесли в класс. Были собраны также плоды рябины, семена подсолнечника.

Для синиц принесли хлебные крошки, от которых не отказываются обитатели нашего лесопарка.

Задачи данной экскурсии — формировать конкретные представления детей об изменениях в жизни животных и растений зимой; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, учить видеть вокруг себя прекрасное. Перед выходом в природу напоминаю детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения и поведения на транспорте и улице.

Учащиеся получают задания: - исследовать местность в поисках птиц, зверей, насекомых.

В результате экскурсии узнали, что зимой жизнь в лесу продолжается, она менее заметна человеческому глазу, но наблюдательные люди, любящие все живое, могут заметить в природе очень многое, важное и очень интересное.

Мы принесли корм птицам. Рассыпали его на оставленные нами с осени кормушки.

Итак, дети на экскурсии вспомнили уже знакомые, известные им сведения, и получили новые, конкретные знания об изменениях, происшедших зимой в неживой и живой природе.

Незаметно пролетело время, наступила весна. И мы уже готовимся к новой экскурсии.

Задачи весенней экскурсии: сформировать конкретные представления об изменениях, происшедших весной в неживой природе и живой, пронаблюдать за появлением рано цветущих растений, выяснить их значение, обратить внимание на появление насекомых и птиц, сравнить погодные условия весны этого и прошлого годов.

Все знакомое, но... новое, необычное.

Мы наблюдаем за состоянием водоема, за животными, обитающими в нем. Я провожу с детьми беседу об охране природы, о необходимости бережного отношения ко всему живому, спрашиваю ребят, какое они принимают участие в охране окружающей природы, как помогают взрослым.

Общение с природой учит детей быть добрыми ко всему живому. Решая на экскурсии поставленные задачи, подмечая новые явления, объясняя их детям, я стараюсь воспитать у них интерес к природе родного края, привить любовь к книгам о природе.

Проводя с детьми экскурсии в природу, я всегда стараюсь подвести их к выводу, что природные богатства надо беречь и систематически восполнять, что каждый человек должен встать на защиту природы.

Организуя наблюдения в природе, совершая прогулки и походы, я предупреждаю детей, что нельзя вытаптывать травы и цветущие растения, разорять птичьи гнезда, обламывать ветки и т.п. Собирать в лесу, на лугу, в поле надо только такое количество растений, которое необходимо для гербария.

Общение с природой, безусловно, сильнейшее средство воспитания школьников. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряются восприятие и воображение. Походы и экскурсии в природу помогают учащимся постигать ее тайны, узнавать свой край, его богатства, любить свою родину.

Список литературы

  1. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М., 1961. – С 15.