Тема занятия внеурочной деятельности «Сбор информации для проекта»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: проектная деятельность


Цели. Создать условия:

  • для сохранения здоровья учащихся в школе и во внеурочное время;
  • для формирования знаний, умений навыков здорового образа жизни;
  • для применения их в повседневной жизни;
  • для развития умения правильно ставить учебную цель и делать самостоятельные выводы.

Задачи.

  • познакомить учащихся с новым понятием «химик», «биолог», «кандидат наук» и их особенностями работы;
  • углубить и расширить знания учащихся о том, каким образом и где можно получить информацию на примере фейхоа;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать здоровый образ жизни и активную жизненную позицию, уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД:

  • установка на здоровый образ жизни;
  • понимание о необходимости включения в рацион питания фруктов;
  • приобретение знаний для укрепления здоровья.

Регулятивные УУД:

  • прием и сохранение учебной задачи;
  • планирование своих действий в соответствии с задачей на занятии;
  • строить свои ответы в соответствии с терминологией «Проектная деятельность».

Коммуникативные УУД:

  • в коллективной работе контролировать свои действия и уважительно относиться к товарищам во время групповой работы.

Предметные результаты:

  • характеризовать роль и значение укрепления организма человека в осенне-зимний период.

Ресурсы.

Предмет исследования: плод фейхоа.

Объект исследования: «живое» варенье, заморозка, салат, маска для лица.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель.

Встали дружно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Слушать, думать, отвечать
И здоровье укреплять.

2. Подведение к проблеме урока

Учитель. Добрый день, уважаемые гости. Мы хотим поделиться своими находками, как работаем над созданием проектов. Проектная деятельность в нашей школе имеет научно-исследовательское направление.

Слайд 1

Тема нашего занятия «Сбор информации для проекта».

Слайд 2

Наше исследование мы решили назвать «Знакомьтесь: фейхоа». Почему?

Во-первых, октябрь и начало ноября — время сбора этих плодов.

Во-вторых, собрав информацию о них, мы хотим приобщить вас к здоровому питанию и образу жизни.

В-третьих, рассказать, как укрепить свой организм в осенне-зимний период, чтобы избежать простуды и инфекций.

3. Составление плана исследования

Учащиеся нашего класса, Олег и Аня, решили провести исследовательскую работу о фейхоа. Сегодня они отправятся собирать информацию для своего исследования. Давайте вместе с вами вспомним, где можно получить информацию для исследования?

Выстроим схему исследования:

1. Подумаю сам.
2. Посмотрю в книгах.
3. Спрошу у других людей.
4. Понаблюдаю
5. Загляну в компьютер.

4. Проведение исследования

Мы провели опрос ребят в нашем классе, оказалось, никто из ребят не мог нам рассказать о фейхоа. Лишь два человека, слышали об этом. Наши исследователи отправились в библиотеку.

Ребята. - Здравствуйте, мы просим вас помочь подобрать нам литературу о фейхоа.

Библиотекарь. - Ребята, почему вас заинтересовала эта тема?

Ребята. - Мы узнали об этом растении на занятии кружка «Проектная деятельность» от нашего учителя, Натальи Владимировны. Тема нас заинтересовала, мы хотели больше узнать об этом.

Библиотекарь. - Предлагаю вам эти издания.

Учитель. - Ребята, когда мы с ребятами выезжали на Всероссийские конференции, эксперты обращали наше внимание, чтобы литература по интересующей вас теме была новой, не старше 3-5 лет издания. Поэтому мы побывали в большом книжном маркете нашего города «Читай-город» и купили лишь одну книгу по этой теме. Это «Энциклопедия лекарственных растений».

Учитель. Как и где растет фейхоа? С этим вопросом наши исследователи обратились в ботанический сад и встретились с биологом.

Ребята. - Здравствуйте, мы хотели узнать о растении фейхоа.

Слайды 3-7

Биолог. Фейхоа - это кустарник или небольшое дерево семейства миртовых высотой 2-3 метра. Ветви серо-желтые. Листья вечнозеленые, супротивные, цельно крайние, сверху темно-зеленые, снизу беловатые от войлочного опушения. Цветки правильные, большие по 1-5 в пазухах листьев. Цветет в июне-июле, плоды созревают с октября. Плод — зеленая ягода. Длина ягоды 5 см, но есть плоды в зависимости от сорта, которые весят 20-120 граммов. Они напоминают сладковатый вкус земляники и кислинку и терпкость киви. По размеру тоже похожи на киви. Дают весьма богатый урожай. Созревание происходит поздней осенью примерно к концу октября или началу ноября. Родина фейхоа Южная Америка. Культивируется как пищевое плодовое и декоративное растение на Кавказе, в Крыму, Азербайджане, на Украине.

Может выдержать морозы до -15 градусов.

Ребята.- Большое спасибо.

Слайды 8-9

Учитель. - Ребята, интересно, как вырастить фейхоа? Спросим у садоводов.

Ребята. - Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, Садовод 1.

Садовод 1. В 1890 году из Бразилии был привезен самый первый сорт фейхоа известным французским ботаником Эдуардом Андре. Первый урожай был собран в 1897 году. Сорт так и назвали — Андре. Его выращивают как в Средиземноморье, так и в США (Калифорния). Те плоды фейхоа, которые продаются в нашей стране, — чаще всего с Кавказа и Закавказья. Сорта фейхоа, которые выращиваются в этом регионе Никитский, Крымский, Светлый, Первенец.

Ребята. Расскажите, пожалуйста, как ухаживать за растением в домашних условиях?

Садовод 2. Как ухаживать за растением.

Фейхоа любит свет, не боится прямых солнечных лучей. Если выращивать в комнате, то температура должна быть не ниже + 12 градусов. Если температура опустится до 0 градусов, может сбросить частично листья.

Летом растение полезно вынести на свежий воздух.

Ребята. - Спасибо.

Слайд 10-12

Учитель. - Наше исследование продолжится в химической лаборатории. Чтобы кушать фейхоа, надо знать его состав. Спросим химика.

Ребята. - Расскажите, пожалуйста, что входит в состав фейхоа?

Химики. - Химический состав плода

Плоды фейхоа содержат воду (81,3%), сахара - (5-12%), пектиновые вещества (2,3%), соли йода (0,7-1,0 мг%), витамин С, эфирное масло.

1 химик. Проведу опыт №1. Содержит ли фейхоа воду? Для этого разрежу ягоду, приложу салфетку. Салфетка стала влажной.

Вывод: Вывод: фейхоа содержит воду.

Химик. Проведу опыт №2. Содержит ли фейхоа йод? Для этого разрежу ягоду, посыплю немного крахмала. Место разреза стало синим.

Вывод: фейхоа содержит йод.

Учитель. - Ребята, непременно надо спросить совета у врача, поэтому отправимся в поликлинику.

Слайд 13

Ребята. - Здравствуйте. Кому можно кушать фейхоа?

Врач-терапевт. Плоды фейхоа обладают общеукрепляющими, тонизирующими, атеросклеротическими свойствами. Они регулируют деятельность желудочно-кишечного тракта.

Слайд 14

Врач-эндокринолог. Плоды нормализуют обмен веществ, полезны при заболевании щитовидной железы.

Фейхоа содержит сахара, поэтому противопоказаны людям с страдающим ожирением, сахарным диабетом и тем, кто не переносит этот продукт. Не советуют употреблять при гиперфункции щитовидной железы.

Слайд 15

Педиатр. Тем, кто первый раз употребляет фейхоа, советуем проверить организм на переносимость фрукта. С осторожностью давать детям. Много кушать вредно. Могут быть беспокойство, «прыгающая» температура, сердцебиение. Нельзя сочетать продукт с коровьим молоком, так как может возникнуть расстройство желудка. Следите, чтобы фрукт был свежим.

Учитель. - Наши ребята проведут наблюдения. Для этого с кандидатом сельскохозяйственных наук они отправятся на саратовский рынок и будут выбирать фейхоа.

Ребята. - Здравствуйте, мы хотим купить фейхоа.

Продавцы. - Самые спелые фейхоа. Самые вкусные. Самые полезные.

Ребята показывают плоды кандидату сельскохозяйственных наук.

Кандидат с/х наук. - Плоды крупные, не спелые. Они должны иметь ярко-зеленый окрас, блестящие. Если есть плодоножка, плоды сорваны, а не собраны. Они не спелые. А вот мелкая фейхоа, она из Азербайджана, сладкая, спелая. Нет темных пятен. Есть морщинки, значит плод спелый. Кожура содержит антисептик. Он убивает микробы и делает наш иммунитет крепким.

Ребята. - Большое спасибо.

Учитель. - Ребята, теперь на практике исследуем загадочный продукт фейхоа. Отправимся в кулинарию.

5. Практическая работа

Учитель. Ребята. - Здравствуйте, поделитесь секретами приготовления фейхоа. Как хранить в осенне-зимний период?

Слайд 16

Кулинары

1. Заморозка. Для этого я очищенные или прямо с кожицей ягоды нарезаю ломтиками, колечками, кубиками, прокручиваю через мясорубку или измельчаю блендером — по желанию, раскладываю по контейнерам, пакетам и помещаю в морозильную камеру.

Слайды 17-18

2. Живое варенье, пюре. Я ягоды измельчаю блендером или на мясорубке, в массу добавляю сахар или мед в соотношении 1:1. Готовое «варенье» перемешиваю и раскладываю по банкам, накрываю полиэтиленовыми, стеклянными или закручивающимися крышками. Храню в холодильнике, в прохладном месте.

Слайд 19

Повар. Свекольный салат с фейхоа и орехами. Беру 1 среднюю свеклу, 100-200 г фейхоа, несколько грецких орехов, растительное масло, соль. Отвариваю свеклу, очищаю от кожуры и натираю на терке. Фейхоа очищаю и мелко нарезаю. Измельчаю орехи. Все ингредиенты перемешиваю. Добавляю растительное масло и немного посолю.

Ребята. - Спасибо.

Учитель. - Ребята, заглянем в косметический салон.

Ребята. - Здравствуйте. Можно ли использовать фейхоа в косметологии?

Слайд 20

Косметолог. Я вам предлагаю маску для лица.

Маска для лица. (на кукле) Эфирные масла используются дерматологами как противовоспалительное средство. Беру 2 столовые ложки фейхоа, 1 чайную ложку оливкового масла, 1 чайную ложку меда. Все смешиваю и тонким слоем можно нанести на кожу. Выдержать не более 15 минут. Удалить маску сухой салфеткой, а ее остатки смыть теплой водой. Перед применением косметологических средств в домашних условиях следует сделать проверку на аллергию.

Учитель. - Ребята о фейхоа можно прочитать и посмотреть в компьютере, в сети Интернет.

6. Подведение итогов исследования

Учитель. - Подведем итог нашего исследования. Мы с ребятами рассказали, где и как можно собирать информацию для исследования. Мы с ребятами желаем всем здоровья. Надеемся, что наше исследование поможет вам укрепить здоровье себе и близким.

7. Выводы. Наше творчество

Слайды 21-22

Мы купили новый фрукт.
Фейхоа его зовут.
Но болеть мы не хотим,
По две штуки в день едим.

Фейхоа употребляю,
Иммунитет свой повышаю.
Я открою вам секрет:
Ничего вкуснее нет!