Использование текстов литературных произведений при изучении односоставных предложений

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: литература, односоставные предложения


Изучение простых предложений с одним членом в программе средней школы изучается в VIII классе в начале учебного года после изучения простых двусоставных предложений.

В целях достижения преемственности и систематизации знаний учащихся о видах простых предложений изучение данного раздела следует начать с повторения и обобщения уже известных учащимся сведений о предложении: понятие о предложении, главные и второстепенные члены предложения, виды предложения по цели высказывания, нераспространённые и распространённые предложения. Основная задача учителя на начальном этапе будет заключаться в том, чтобы наряду с повторением пройденного материала учащиеся приобрели твёрдый навык чётко разграничивать определённо-личные предложения с одним главным членом-сказуемым, своим личным окончанием указывающим на подлежащее-местоимение (я, ты, мы, вы), от других видов предложения. Как показывает школьная практика, односоставные определённо-личные предложения типа Иду домой учащиеся часто относят к неполным.

Сопоставляя односоставное определённо-личное предложение с двусоставным предложением, в котором подлежащее выражено личным местоимением (я, ты, вы, мы), учащиеся легко установят синонимично-тождественные связи, а следовательно, и то, что первые предложения полные и определённо-личные, на что указывают сказуемые-глаголы своими окончаниями (Читаю книгу. – Читай книгу. – Я читаю книгу).

Для анализа можно взять известные пушкинские строки: Товарищ верь: взойдёт она, / Звезда пленительного счастья, / Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовластья / Напишут наши имена! То, что это предложение сложное. Не должно смущать учителя, поскольку знакомство со сложными предложениями было в V классе. Учителю следует попросить учащихся сопоставить последнюю часть сложного предложения И на обломках самовластья напишут наши имена и первую часть бессоюзного предложения, обратив внимание на различие видов данных простых предложений: первое – определённо-личное: Товарищ, верь, потому что сказуемое данного предложения выражено формой 2-го лица повелительного наклонения и указывает на определённое лицо. Последнее предложение Напишут наши имена является неопределённо-личным, так как сказуемое выражено глаголом изъявительного наклонения, 3-го лица, множественного числа и указывает на неопределённость лица: кто-то напишет. Эти сведения могут служить подготовкой к последующему уроку.

С целью закрепления сведений о простом предложении целесообразно обратиться к стихотворению А.С.Пушкина «Узник». После выразительного чтения наизусть стихотворения производится синтаксический разбор всех предложений.

Очень важно, чтобы в результате разбора предложений литературного текста по членам предложения учащиеся углубляли свои знания о предложении в целом, особенно о предложениях двусоставных личных с двумя главными членами и определённо-личных с одним главным членом – сказуемым, поскольку эти знания будут являться основой для изучения других видов простых предложений.

Затем учащиеся переходят к изучению неопределённо-личных предложений. Опыт работы в школе показывает, что выделение из данной группы односоставных предложений их разновидности – обобщённо-личных предложений – нецелесообразно, хотя в некоторых учебниках обобщённо-личные предложения выносятся как отдельный вид односоставных предложений. Следует обратить внимание учащихся на то, что в современном русском языке распространены такие предложения, в которых не только указывается на неопределённость действующего лица, но и подчёркивается его обобщённость.
Материалом для наблюдения могут послужить пословицы: За учёного двух неучёных дают. Без азбуки да грамматики не выучишь математики. Коллективный анализ пословиц подводит к пониманию того, что их сказуемые могут относится к любому лицу или к группе лиц. Можно наглядно указать на примеры, где учащиеся смогли бы убедиться в способах выражения сказуемого в неопределённо-личных предложениях:

  1. Невежливого слова никогда не услышишь, всякий тебе говорит «вы». (Н.В.Гоголь). Сказуемое – глагол 2-го лица, единственного числа, изъявительного наклонения, будущего времени.
  2. Врагов не считают, а бьют. (Пословица). Надели на меня заячий тулуп, а сверху шубу. (А.С.Пушкин). Сказуемое может быть выражено глаголом 3-го лица, множественного числа. Изъявительного наклонения настоящего времени или принимает форму 3-го лица в прошедшем времени, что подтверждается последним предложением.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица). Сказуемым является глагол 2-го лица, единственного числа, повелительного наклонения.
  4. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. (Пословица).Сказуемое выражено глаголом 1-го лица, множественного числа, изъявительного наклонения настоящего времени.

Затем учащимся предлагается подчеркнуть главные члены и установить, что во всех записанных предложениях не названы действующие лица – подлежащие, так как действия, обозначаемые глаголом-сказуемым, относятся к какому-то неопределённому лицу или ко всем лицам вообще. Таким образом, делается вывод, что от определённо-личных предложений неопределённо-личные отличаются тем, что лицо, производящее действие, в них мыслится неопределённо, обобщённо.

С целью закрепления изученного на уроке учащимся необходимо дать для анализа взятые из литературных произведений и произведений устного народного творчества предложения, в которых они должны определить сказуемые , а также указать форму глаголов, которыми они выражены: Не продавай шкуры, не убив медведя. С добрым дружись, а злых берегись. По улицам слона водили. (И.А.Крылов) И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною. (М.Ю.Лермонтов). Набирайся ума в ученье, а храбрости в сраженье.

Приступая к изучению безличных предложений, необходимо составить таблицу, в левой части которой указывается значение сказуемых, а в правой – записать безличные предложения, взятые из художественных произведений.

Значение сказуемых в безличных предложениях

Примеры

1.Состояние и переживание человека.

С той поры мне час от часу становилось лучше. (А.С.Пушкин)

2. Явления природы

В лесу было сумрачно. (К.Г.Паустовский)

Двеь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. (М.Ю.Лермонтов)

3. Возможность или невозможность, желательность или необходимость действия.

Меня влекло на Волгу, к музыке трудовой жизни. (М.Горький)

Надо было вернуться домой. (М.Ю.Лермонтов)

4. Указание на отсутствие чего-либо.

На грех мастера нет! (А.С.Пушкин)

Предложения выразительно читаются и разбираются учащимися. При разборе безличных предложений устанавливается, что они могут быть простыми и входить в состав сложных предложений (3-е предложение), могут быть распространёнными, различными с точки зрения смысла и интонации. Особое внимание следует уделить повторению составных именных и глагольных сказуемых, а также способам выражения данных сказуемых. Полезным также может оказаться задание превратить безличные предложения в определённо-личные и неопределённо-личные, если это возможно. Выразительное чтение наизусть отрывков художественных текстов, которые даются для анализа, приносит положительные результаты в закреплении грамматических знаний и в работе по развитию речи.

Важно, чтобы учащиеся знали, что безличные предложения, как и другие, могут быть распространёнными и нераспространёнными. (Потемнело. – В глазах у меня потемнело. Было холодно. – Вчера было холодно.)

Прежде чем приступить к изучению назывных предложений, необходимо разъяснить учащимся само понятие «назывные предложения». Являясь предложениями с одним главным членом – подлежащим, назывные предложения только называют предметы или явления, но ничего не говорят об их действиях и состояниях.

Важное значение в назывных предложениях имеет порядок слов, при изменении которого назывное предложение может превратиться в двусоставное предложение с составным именным сказуемым. Например, Тёплый день предложение простое, распространённое назывное, с одним главным членом – подлежащим, выраженным именем существительным, которое поясняется согласованным определением. Если в этом примере изменить порядок слов День тёплый, то слово тёплый становится частью составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой. Учащимся также необходимо предложить распространить словосочетание тёплый день обстоятельством места на дворе. Предложение Тёплый день на дворе будет относиться уже к подразумеваемому глаголу-сказуемому стоит. Учащиеся должны знать, что в художественных произведениях назывные предложения используются для краткости и выразительности, они делают речь эмоциональной.Следует сопоставить различные виды простых предложений с тем, чтобы учащиеся смогли подчеркнуть особенности их построения, состава и стилистического употребления. С этой целью можно использовать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Грамматический анализ отдельных предложений и небольших отрывков художественных произведений, особенно изучаемых на уроках литературы, вызывает большой интерес у учащихся, содействует более глубокому пониманию изучаемого материала.