Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Ключевые слова: ОВЗ, дистанционные технологии, дополнительное образование, инклюзивное образование


Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована на расширение доступности и повышение качества образования, гуманизацию и снижение уровня социального неравенства в области образования. Первоочередными задачами выступают ориентация системы образования на удовлетворение потребностей каждой личности, предоставление возможности получения образования всем желающим, независимо от уровня психофизического здоровья, социально-экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности [3, с. 246].

Особое место в социальной политике занимают проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отличительной чертой образовательной политики в отношении данной категории детей на современном этапе является переосмысление стратегии развития системы специального образования. Инклюзивное образование детей с ОВЗ является одним из основных подходов к изменению всей образовательной системы.

В настоящее время в рамках развития инклюзивного образования отмечается необходимость в условиях общеобразовательных школ организовывать комплексную работу с детьми с ОВЗ. В частности, очень важным является направление работы, связанное с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей успешно социализироваться в современном обществе здоровых людей. В связи с этим, в системе российского образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов детей.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в дополнительном образовании является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обществе. Дополнительное образование решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, адаптации, развития их творческих способностей, развития жизненных и социальных компетенций [4, с. 2].

Именно поэтому сегодня так остро стоит проблема обучения и социализации «особых» детей. И в чём же состоит роль дополнительного образования в работе с «особыми» детьми?

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей является реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Право на получение образования является неотъемлемым для каждого человека. Все мы знаем, что огромное количество детей-инвалидов так и не смогли развить и реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, так как жизнь в режиме постоянного психологического стресса не позволяет им объективно оценить свои способности.

И если обучение детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы проводится, то организация дополнительного образования таких детей сопряжена с большими сложностями. Так, например, посещение кружков дополнительного образования для ребенка с диагнозом ДЦП очень часто становится просто невозможным, так как им требуется гораздо больше времени для того, чтобы воспроизвести самые простые действия. Даже для того, чтобы ровно разрезать лист бумаги, им требуется приложить максимум усилий. А при этом еще и выдержать взгляды и реплики некоторых ребят. Поэтому к таким детям нужен индивидуальный подход.

Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Поэтому работа с детьми с ОВЗ – это не только государственное направление в образовательной политике, но и желание родителей, и потребность самих детей, и возможность педагогического коллектива. Педагог может опираться на правила общения с такими детьми:

- не сравнивать с остальными детьми;

- не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным;

- не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;

- быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;

- не фиксировать внимание на неудачах;

- использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи , что подскажут ваши руки и сердце;

- избегать длинных объяснений или бесед, так как зачастую они просто недоступны детям;

- учить ребенка доводить начатое дело до конца;

- быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;

- к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса (медиков, психиатров, дефектологов, педагогов).

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию детей с ОВЗ.

Каждый ребенок уникален по-своему, а больной вдвойне. Начиная работу с каждым новым ребёнком, необходимо составить индивидуальную коррекционную программу, исходя из особенностей заболевания, психики ребенка, а также его личных творческих пристрастий.

В своей кропотливой и сложной работе нельзя ожидать быстрого результата. Всегда нужно чутко ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, быть терпеливым к физическим и психическим отклонениям своих воспитанников.

Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий является дополнительным образованием к образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением для детей-инвалидов, обучающихся на дому, и ориентировано на создание условий для развития познавательной и личностной сфер обучающихся, развитие интересов и способностей, социализацию и профессиональное самоопределение детей-инвалидов.

Дистанционное обучение, реализуя цели и задачи государственного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут систематически посещать занятия в школе. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Образование организуется на основе договора на оказание дополнительных образовательных услуг посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники связи между родителями (законными представителями) ребенка-инвалида и образовательным учреждением. Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий осуществляется педагогами образовательного учреждения. Определение объема учебной нагрузки, выбор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, с учетом интересов, особенностей психофизического развития и возможностей ребенка-инвалида.

Являясь педагогом ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г.Смоленска» могу сделать выводы о том, что дистанционное образование имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. В центре дистанционного образования обучение проводится с помощью таких форм работы с детьми как:

— Skype-занятия(очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype;

— web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы, занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному

При организации процесса обучения с детьми с ОВЗ мною используются:

1) исследовательская работа (проектная деятельность, рефераты, доклады).

Организация проектной деятельности школьников с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования современных компьютеров; свободно осуществлять поиск необходимого материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую активность.

2) интегрированные уроки (информатика + математика, математика+ физика+химия+ биология).

Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое. Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины пр изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

3) творческая работа учащихся (компьютерные рисунки в разных техниках).

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя,  приобретению опыта успешности в конкретной области. Ребёнок с ОВЗ в рамках проекта дистанционного обучения  может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.

Опыт педагогической работы доказывает, что ОВЗ детей не являются основанием для отнесения их к категории «необучаемых». Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ не только возможно, но является нормой. Дополнительное образование призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок с ОВЗ, мог полностью себя реализовать, свои индивидуальные возможности и особенности , свои творческие интересы и потребности.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. Дополнительное образование детей. 1997. - №.9.

2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - No3. - С. 10-17.

3. Интернет-ресурс: Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL://http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 28.05.2017.)

4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г. № ВК-641/09 “О направлении методических рекомендаций”, 2016.