Проблема экологического образования в современной школе

Разделы: Экология, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, учащиеся с нарушением слуха


Современный мир претерпевает глобальные изменения. И эти изменения касаются не только создания современных технологий, изучения космоса и создания лекарств. В большой степени происходящие преобразования затрагивают экологию. Происходящее с нашим миром, с природой, с нашей планетой – это негативные последствия «технологического взрыва». Инновационный прогресс принес не только улучшение жизни людей, но и пагубное воздействие на растения, животных, на весь окружающий нас мир. Таяние ледников, загрязненные воды Земли, уничтожение различных существ – это лишь малая доля того, что стало с экологией нашей планеты.

Одним из животрепещущих вопросов, который волнует многих людей в XXI веке, это вопрос о том, как сохранить и спасти природу нашей планеты, как восстановить то, что было утрачено на протяжении длительного времени. Ведь экологические проблемы сейчас накапливаются быстрее, чем решаются. Так как экологические проблемы затронули социальную, экологическую и духовную сферы общества, ученые, политики, различные деятели культуры в один голос призывают к различным путям сохранения природы.

В нашем быстро меняющемся мире огромную роль в экологическом воспитании играет школа. Именно в школе дети обучаются тому, что необходимо беречь, защищать природу, а также тому как можно решать экологические проблемы.

Воспитание экологического сознания школьников с нарушениями слуха – очень важная задача школы. Экологическое сознание людей будет окончательно сформировано после того, как люди поймут, что они органически связаны с природой, когда они осознают все последствия разрушения и примут меры к созиданию и к регуляции единства с природой.

В России стали активно заниматься экологическим просвещением детей в школах с середины XX века. С этого времени под экологическим образованием стали понимать «систему знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, знания, умения, навыки природоохранительной деятельности» [4].

Экологическое образование в школе вводится в такие учебные курсы как «Биология», «География», «Химия», «Физика», а также разрабатываются специальные курсы и уделяют внимание созданию различных экологических кружков.

Экологическое образование в настоящий момент делится на 2 системы: искусственную, в которую входят образовательные стандарты и методики реализации содержания экологического образования, и естественную, к которой относится образовательная деятельность, то есть воспитание, преподавание, экодеятельность и использование окружающей среды в учебно-воспитательном процессе.

В школьную систему экологического образования входят такие основные компоненты как экологическое обучение, просвещение и воспитание. Основываясь на изученных источниках, можно описать эти компоненты следующим образом:

  • экологическое обучение – развитие мировоззрения каждого учащегося в отношении охраны природы, формирование знаний, умений и экологического поведения. 
  • экологическое просвещение – процесс формирования новых знаний о состоянии окружающей среды, экологических проблемах и путях решения их. 
  • экологическое воспитание – формирование форм поведения, опыта в области среды, жизни и здоровья. 

Экологическое воспитание на современном этапе направлено на:

  • формирование представлений о природе, 
  • понимание ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества, 
  • овладение умениями оценивать состояние природы, 
  • формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе, 
  • воспитание любви к окружающему миру.

Для проведения экологического образования в современной школе можно выбрать различные формы работы: уроки, задания по изучению и охране окружающего мира, экскурсии, беседы, факультативы, экологические игры, внеклассная работа. Все это позволяет сформировать у ребенка полноценный взгляд на современные проблемы экологического мира и пути их решения.

Важнейшим принципом экологического образования и воспитания является непрерывность, что подразумевает постоянный процесс обучения, который начинается с детского сада.

Педагоги и психологи признают, что начальная школа – самый важный этап, в процессе которого формируется личность ребенка, его экологическая культура и отношение к природе и к социуму. Соответственно в этот период важно заниматься постоянным целенаправленным экологическим воспитанием детей. Педагог должен говорить с детьми о состоянии природы, о животных, о способах сортировки мусора, о проблемах мировых вод и т.д. Ведь чем раньше начнется экологическое образование, тем точнее сформируется у детей мировоззрение о единстве человека с природой.

Важно не забывать о том, что ребенок в возрасте 6-10 лет активно исследует и осваивает мир. При этом необходимо, чтобы в обучении было много наглядности, нельзя ограничивать ребенка лишь теорией. Детям важно исследовать, прощупать все целиком. Именно поэтому рассказывая детям о чем-либо, нужно сначала рассказать о проблеме, используя фото- и видеоматериалы, после этого показать наглядно с помощью обучающего эксперимента, после сходить с детьми на экскурсию и уже в конце предоставить им возможность создать творческую поделку и рассказать об усвоенном материале.

Проведение экспериментальной работы осуществлялось в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №22 г. Москвы.  Работа была реализована в начальных классах со 2-го по 4-ый классы. Для получения данных о состоянии экологического образования в начальной школе были проведены следующие формы работы: анкетирование учителей и учеников, проведение урока окружающего мира по проблемам экологии, посещение с детьми Дарвиновского музея и обсуждение с ними «Животные Красной книги», а также создание самими детьми школьной «Красной книги».

Основываясь на анализе полученных данных из анкет для учителей, было выявлено:

  • каждый учитель в своем классе проводит работу по экологическому воспитанию школьников. Использует такие формы работы как: беседы, внеурочные занятия, экологические игры, экскурсии, проекты и конкурсы по экологии, просмотр фильмов. 
  • учителям важно, чтобы подрастающее поколение понимало проблемы экологии, чтобы дети стремились заботиться и охранять окружающий мир. 
  • по словам учителей, их ученики бережно относятся к природе, к животным, а также активно занимаются экологической работой (кормят птиц зимой, помогают поливать цветы в классе, устраивают субботники).

Из этих данных следует вывод о том, что в начальных классах школы активно занимаются экологическим просвещением детей, проводятся различные мероприятия по экологической тематике, которые очень нравятся детям.

При анализе данные анкет учеников 2-4 классов, было установлено:

  • 98% детей любят природу, растения и животных.
  • все опрошенные учащиеся кормят птиц зимой, помогают бездомным животным, помогают поливать растения в школе и дома. 
  • многие учащиеся бережно относятся к природе и знают, к чему могут привести те или иные негативные поступки. 
  • примерно 50% опрошенных учеников осведомлены о том, что нельзя разводить в лесах костры. Но оставшаяся часть детей не знаю, к чему приводят лесные пожары, не знают, как избежать их.

Результаты опрошенных учеников говорят о том, что работа учителей по экологическому образованию и воспитанию достаточно качественная, но вместе с тем дети недостаточно осведомлены о различных экологических проблемах, не знают, как можно решить их. При этом дети готовы помогать животным и участвовать в мероприятиях по экологии, их увлекает это.

При проведении уроков окружающего мира по теме загрязнения морей мусором в 3 классе дети показали уровень знаний ниже среднего. Дети лишь частично знали, к чему приводит выбрасывание мусора в реки и океаны. В связи с этим нами была спроектирована система работы. Учащимся было рассказано о том, что морские обитатели погибают из-за мусора в морях; было рассказано о разлитии нефти в океанах (дети обобщенно знали об этой проблеме и активно дискутировали о способах очистки океанов от нефти). Дополнительно к этой теме дети узнали о том, что происходит с животными, которые попадают в разлитую нефть, а также было им рассказано о волонтерских движениях, которые помогают очищать как океаны, так и животных от нефти. Открытием для детей была информация о современных способах очистки морей и океанов. Учащиеся были проинформированы о специальных сетях, которые устанавливают на трубопроводы, чтобы собирать мусор. Также были изложены такие способы очистки морей и океанов, как установка мусорных буйков, которые собирают до 100 кг мусора, а еще дети узнали о системе плавающих понтонов, которые были созданы голландским студентом в 2015 году. Эта система плавающих понтонов направлена на сбор 700 тонн мусора в год. Представленная информация заинтересовала детей, они рассуждали о том, как еще можно очищать океаны и спасать морских обитателей. Детей это настолько увлекло, что после урока весь класс стал дополнительно изучать фото- и видеофрагменты по очистке морей и океанов.

Через неделю после проведенного урока была проведена завершающая часть экспериментальной работы – посещение Дарвиновского музея.

В ходе посещения экскурсии в Дарвиновском музее, дети активно интересовались животными, рассказывали сами о том, каких животных из красной книги они знают. Во время беседы с ними о том, как остановить увеличение количества вымирающих животных, дети предлагали остановить браконьерство, увеличить количество заповедников и создать больше организаций по защите животных, а также больше информировать людей о проблемах в животном мире. Во время посещения экспозиции с морскими обитателями, детям были заданы вопросы по теме загрязнения морей. Все ученики смогли вспомнить, что черепахи принимают пластиковые пакеты за медуз, съедают их и погибают. Все помнят о том, к чему приводит загрязнение мировых вод, но только 70% обучающихся смогли вспомнить о современных способах очистки океанов.

Из всего эксперимента следует вывод о том, что наиболее полная и тщательная работа по экологическому воспитанию и обучению школьников прививает молодежи любовь к природе, дети активнее занимаются экологической деятельностью, они понимают, что без помощи людей вся природе обречена на гибель. Важно заинтересовать детей этим, показать, что каждый может создать способы защиты природы. Во время уроков, внеурочной деятельности и экскурсий нужно использовать все методы для объяснения материала, нужно использовать видеофильмы. Все это еще больше заинтересует детей. При этом нужно не забывать о том, что учитель сам должен знать о современных экологических новинках и проблемах в мире.

Экологическое образование – трудный и продолжительный процесс обучения молодых людей пониманию проблем в экологии и путей их решения. Именно благодаря этому образованию люди создают невероятные способы защиты и помощи нашей природы и планеты. Важно постоянно проводить в школах мероприятия по экологической тематике, чтобы ученики осознавали свою связь с живым миром и понимали все последствия загрязнения планеты.

Список литературы

  1. Л.П.Симонова «Экологическое образование в начальной школе» Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям - М. : Академия, 2000. – 159 с. : ил.; 20 см. - (Педагогическое образование)
  2.  Медведев В.И., Алдашева А.А. «Экологическое сознание: Учебное пособие» Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с.
  3.  Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / [Д.Ю.Алексеевских и др.]; под ред. Е.Г.Речицкой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 295 стр. – (Развитие и коррекция).
  4.  Н.П.Несговорова, В.Г.Савельев «Эколого-педагогическая деятельность учителя в образовании школьников : дидактика экологического образования» : учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. – 288 с.