Час общения "Милосердие"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: милосердие


Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи.

Задачи:

  • сформировать понятие милосердия
  • воспитывать потребность быть милосердным
  • развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе обсуждения ситуаций

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, мультфильм, «сказочный сундучок» с предметами, словарь Ожегова.

На доске таблички с высказываниями великих людей о милосердии:

  • Милосердие начинается дома.
     Английская пословица
  • Если милосердия в сердце нет ни на грош, то и совести в нем никогда не найдешь.
  • Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…
    Франсуа Шатобриан
  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.
     Джек Лондон
  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.
     Конфуций
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
    Хелен Келлер

Ход событийной встречи

Эпиграф.

 "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц

1. Работа над смысловым значением слова милосердие

- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

Прочитайте, пожалуйста, строчки эпиграфа и скажите, как вы понимаете значение слова милосердие. (несколько ответов)

- Какое толкование этого слова вы нашли в словарях? (зачитывают по словарю, в группах)

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Энциклопедия «Кругосвет»

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Жизненный опыт людей передаёт нам высказывания о милосердии. Познакомимся с ними.

(чтение с доски, обсуждение)

Работа на интерактивной доске: распределение предложенных слов на группы слов с противоположным значением.

  • равнодушие,
  • сердечность,
  • эгоизм,
  • чёрствость,
  • душевность,
  • бездушие,
  • жестокость,
  • доброжелательность,
  • сострадание,
  • участие,
  • забота,
  • безжалостность.

Получаются группы:

милосердие
благотворительноть
сердечность
сострадание
душевность
доброжелательность
забота
участие

равнодушие
чёрствость
жестокость
безжалостность
бездушие
эгоизм

2. Определение круга обсуждения

- Мы попробуем сегодня разобраться в следующих вопросах:

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чем оно проявляется? Примеры.

- Можно ли воспитать милосердие в себе? Слайд

3. Примеры проявления милосердия

Милосердие ценилось всегда на Руси как высшее человеческое качество. Создавались специальные Общины милосердия.

На слайде вы видите одну из первых Общин сестёр милосердия. В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, т.е. страдающих людей, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.

Слайд

- В наше время проявлением милосердия является работа благотворительных организаций, помогающих нуждающимся людям. Вы слышали о таких организациях?

Благотворительный фонд «Подари жизнь» Слайд

 Миша Волков

Возраст:

2 года

Город:

с. Варна Челябинская обл.

Необходима сумма:

Деньги собраны!

 Дима Клюков

Возраст:

9 лет

Город:

Москва

Диагноз:

острый лимфобластный лейкоз

Необходима сумма:

Деньги собраны!

- И вы, наверное, с родителями участвовали, например, в благотворительной акции, в ходе которой отправляли какие-то деньги на лечение какому-то ребёнку. Было такое?

Но вы пока дети, вы не работаете, не зарабатываете денег, поэтому ваше милосердие чаще всего проявляется в ваших словах, ваших поступках.

- Я предлагаю вам послушать несколько историй и проанализировать, обладают ли описанные в них герои милосердием. Если да, то в чём это проявляется.

История 1. (инсценировка, 3 ученика)

О человечестве

Автор: Агния Барто

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Дети высказывают своё мнение о героях произведения

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел! Слайд

У англичан есть такая пословица. Давайте прочитаем её.

  • «Милосердие начинается дома»

Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участие к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но можно тотчас определить качественность свершаемого добра по нашему отношению к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро для тех, кто живёт с нами бок о бок!

История 2. (чтение стихотворения, 2 ученика)

Кот и пёс

Они купили нового кота — 
Шикарного сиамца, дорогущего. 
А беспородного — от носа до хвоста — 
Швырнули за порог. И он, мяуча,

Прильнул к дверям: «Хозяин, отвори! 
Впусти меня обратно, замерзаю! 
Я голоден!» — как будто бы молил. 
Ну почему никто не открывает? 

Котёнок плакал. Он не понимал, 
Что не домашний он теперь, бродяга! 
Ну, а мороз тем временем крепчал. 
И у порога замерзал бедняга… 

Вдруг чей-то тёплый ласковый язык 
Лизнул котейку. Это был Полкан, 
Лохматый пёс, почти уже старик. 
Соседний дом он в будке охранял… 

Вот так и зажили они вдвоём — 
В собачьей будке пёс и кот при нём. 
Полкан кота кормил и согревал, 
Свою подстилку в стужу подстилал,

Делил с ним поровну еду и кров. 
Котейка снова весел и здоров. 
Полкан, котёнка взявший под опеку, — 
Намного человечней человека…

Дети оценивают поступок бывших хозяев котёнка.

- Кто же оказался милосердным в данной истории?

Полкан, котёнка взявший под опеку, — 
Намного человечней человека…

Слайд

Очень бы хотелось услышать примеры положительные, добрые.

1 ученик:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

- Что, по мнению автора стихотворения, можно назвать милосердием?

  • ласка
  • любовь к близким, к природе
  • сострадание
  • умение прощать
  • помощь братьям нашим меньшим

Слайд

2 ученик:

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб людей ты любил.

3 ученик:

Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала…

- Добавим в список поступков:

  • помощь больным, попавшим в трудную жизненную ситуацию внимание к людям

Слайд

4 ученик:

Где ДОБРО - там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
значит не иссякла ДОБРОТА!

- А какие примеры милосердия из жизни вы бы могли привести сами?

- Учиться милосердию помогают нам не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?

Из сундучка вынимаем по очереди предметы: скорлупка грецкого ореха, стрела, розы, яблоко, стальное колечко, цветик-семицветик. Дети вспоминают сказку, авторов и рассказывают, кто из героев и как проявлял милосердие.

Слайды с иллюстрациями из сказок

Последним предметом был цветик-семицветик. Давайте просмотрим фрагмент мультфильма, поставленного по произведению В.Катаева, и вспомним, как девочка Женя потратила последний лепесток.

4. Фрагмент мультфильма (5 минут)

- Почему волшебнице удалось вырастить для ребят новый цветик-семицветик?

С помощью лепестка, который был потрачен на доброе необходимое дело, появился новый волшебный цветок. А в жизни так бывает?

5. Обобщение работы

- А сейчас я предлагаю вам в группах обобщить нашу тему с помощью кластера. Обсудите, так по отношению к кому же мы должны проявлять своё милосердие.

Работа в группах.

Обобщение: больные, слабые пожилые, старые люди

Ученица рассказывает притчу.

Один старый индеец открыл своему маленькому внуку жизненную истину. В каждом человеке происходит борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из волков – олицетворение доброты, милосердия, отзывчивости, трудолюбия, красоты, а другой – лени, трусости, жестокости.

- А кто же из этих двух волков побеждает? - спросил внук.

- А побеждает тот волк, которого человек лучше кормит.

- Как эту притчу вы поняли?

6. Рефлексия

Оказывается, милосердие можно развивать в себе целенаправленно.

Подумайте, как это делать. Может быть вы выведете формулу милосердия? Может быть сочините синквейн.

Поможет вам в этом памятка.

Памятка "Как развить в себе милосердие"

  1. Больше читай, чтение учит милосердию.
  2. Участвуй в благотворительных акциях.
  3. Никого не осуждай.
  4. Проявляй чуткость и внимательность к окружающему миру.

Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.

- На ваших столах в конвертах лежат сердечки, на которых вы напишите, какие милосердные поступки вы захотели совершить.

- Наклеиваем сердечки на доску.

- А я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.