Детство опалённое войной

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: дети войны, Дети и война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Внеклассное мероприятие «Детство опалённое войной» включает несколько этапов и может быть реализовано в средней и старшей ступенях обучения, для подростков от 12 лет и их родителей. (В том случае, если в сценарии классного часа предусмотрен просмотр фрагментов фильма «Помни имя свое», возраст участников проекта может быть 16+).

Каждый из этапов предусматривает совместную работу детей и членов их семей, предпочтительно трех-четырех поколений. При включении в проект всех рекомендуемых акций, мероприятие может охватывать все второе полугодие.

В настоящее время ветеранов Великой Отечественной войны, вдов с каждым годом остается все меньше, но живы пока дети войны, очевидцы тех страшных событий. Привлечение старшего поколения к проведению мероприятия является важным.

Цель мероприятия:

  • воспитание духовно-нравственного человека с чувством национального самосознания, национальной гордости
  • формирование у подростков патриотического сознания и самосознания

Задачи:

  • формировать стремление сохранить историческую память и уважение к подвигам людей в годы Великой Отечественной войны
  • способствовать формированию потребности в духовном и гражданском служении своему Отечеству на основе знаний о подвигах предыдущих поколений
  • способствовать воспитанию чувства сострадания и сопереживания
  • воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

Подготовительный этап:

В каждой семье хранятся воспоминания, фотографии участников ВОВ, многие семьи стали участниками акции «Бессмертный полк». На данном этапе целесообразно организовать сбор информации и ее обработку для акций основного этапа.

Основной этап:

Основной этап включает несколько мероприятий, объединенных общей идеей, и предусматривает реализацию таких акций, как:

«Письмо солдату» - участники мероприятия, и члены их семей могут написать письмо своему родственнику из сегодняшнего дня в прошлое, поделиться в нем своим отношением к событиям ВОВ, собственной их оценкой, выразить благодарность за неоценимый подвиг. Отрывки сочинений  могут стать элементом оформления при проведении классного часа (образцы фрагментов, написанных подростками в Приложении 4)

Выставка фотографий «Маленькие солдаты большой страны»

В настоящее время в открытом доступе опубликовано немало фотографий, иллюстрирующих события Великой Отечественной войны. Создание выставки фотографий, самостоятельно отобранных подростками в рамках заданной темы, поможет им приблизиться к осознанию величия народного подвига, значению в нем роли детей и подростков. Выставка может стать элементом оформления при проведении классного часа.

Книга Памяти «Дети войны»

Страницы книги могут содержать информацию как о родственниках подростков, очевидцах событий ВОВ, так и о любых детях, переживших страшную войну. Очевидно, что фотографий тех лет о детстве бабушек и дедушек может не сохраниться, вполне уместным будет наличие фотографий последующих лет. Важным является участие в создании книги в печатном или электронном варианте не только всех детей, но и взрослых членов их семей. Примерные вопросы для составления странички-описания:

- фамилия, имя, отчество, дата рождения (жизни)

- место проживания в годы ВОВ

- основные памятные события

- описание быта, обучения, увлечений в тот период времени

- влияние, оказанное событиями ВОВ на судьбу участников (по их собственному мнению или мнению их детей)

Книга станет весомым элементом оформления при проведении классного часа.

Встреча с очевидцами событий «Наша общая память»

Эта акция требует наиболее тщательной подготовки со стороны всех ее участников, и является заключительной в списке акций основного этапа. Следует учитывать, что очевидцы, пережившие войну, люди преклонного возраста, поэтому формат мероприятия должен быть как можно более щадящим. Это может быть непродолжительная встреча с классным коллективом, вопросы к которой обсуждаются заранее. Если к моменту встречи «Книга Памяти» уже опубликована, она может стать подарком для приглашенного гостя.

Заключительный этап.

Заключительный этап предусматривает проведение классного часа «Детство опалённое войной».

Участниками мероприятия могут быть не только учащиеся, но и их родители, бабушки и дедушки, представители более старшего поколения.

Сценарий классного часа включает просмотр фрагментов художественного фильма «Помни имя свое». Для просмотра фильма есть возрастные ограничения – 16+, поэтому, если возрастная аудитория представлена средним звеном обучения,  следует либо исключить фильм из сценария, либо вырезать наиболее жестокие сцены. Это решать организатору мероприятия.

Сценарий классного часа «Детство опалённое войной»

1. Ведущий 1

О войне мы с вами знаем от старших, из книг, кинофильмов.

Мы  знаем, что Великая Отечественная война унесла много жизней, и чаще всего приходят на ум солдаты, которые ценой своих жизней отстояли свободу  нашей Родины.

Но война, это не только бои за города и села, у войны много лиц. И одно из них – детское.

(слайд 1- 2) Презентация

2. Ведущий 2

Отцы уходили на фронт, а дома их ждали семьи, их матери, жены, дети.

Сегодня мы познакомимся с историями, которые произошли с маленькими гражданами нашей страны, вашими ровесниками. С  историями тех, кто тоже приближал победу, как мог.

3. Ведущий  1 (История о танке «Малютка» слайд 3- 7 Приложение 1)

Те, кому в начале войны исполнилось по 15-16 лет, отчаянно рвались на фронт, а 5-6 летние малыши покидали захваченные врагом дома и спасались вместе с близкими. Одну очень трогательную историю о маленьких героях войны мы сейчас и услышим.

4. Ведущий 2 («Баллада о банке варенья» - слайд 8 Приложение 3)

Когда на фронт ушли мужчины, их место у станков и за плугом заняли жены и дети. 10-13-летние подростки работали по многу часов, не доедали, не досыпали. А ведь им тоже хотелось обычных детских радостей – хотелось играть, ходить в кино, хотелось конфет и праздников. Но шла страшная война, и было не до праздников, хотя для ребят тогда сегодняшние наши обыденные вещи становились праздником, который запоминался.

5. Ведущий 1 (Дневник Тани Савичевой - слайд 9-24 Приложение 2)

Маленькие дети быстро забывают горести и беды, но есть истории, которые потрясли весь мир.

Послушаем такую историю, трагическую и горькую.

6. Ведущий 2 («Яблоки» - слайд 25  Приложение 3)

Оставшиеся в тылу матери, как могли, оберегали своих детей. Но мальчишки рано взрослели, и часто принимали самостоятельные решения, может быть и не совсем правильные. Ещё одну историю мы сейчас услышим.

7. Ведущий 1 («Я учился писать» - слайд 26  Приложение 3)

Взрослеющие  мальчишки и девчонки, как могли, помогали приближать Великую Победу. Они заменили мужчин у станков и на полях, и так же, как сегодняшние подростки, они учились. Как это было, мы узнаем из следующей истории.

8. Ведущий 2 (просмотр фильма «Помни имя свое» с последующим кратким обсуждением.)

Не всем детям посчастливилось пережить страшные годы. Много страданий выпало на долю тех, кто оказался в зоне оккупации, там, где прошли фашистские войска. Они не жалели никого, выжигали дотла села, расстреливали ни в чем не повинных женщин и детей.

Фашистами на территории разных стран были созданы специальные зоны – концентрационные лагеря. Туда попадали люди разных национальностей, с захваченных врагом территорий. Выживали в страшных условиях концлагерей немногие. У людей, попавших в эти жуткие места, не оставалось имен, на руках всех узников выкалывали номера. Многие дети, пережившие этот кошмар, были слишком малы, чтобы помнить, откуда они, как их зовут.

Историю мальчика, родившегося в канун войны, прошедшего один из самых страшных лагерей – Освенцим мы с вами посмотрим.

9. Ведущий 1

 Все, кто пережил кошмар той страшной войны, все, кто погиб на полях сражений, будут жить до тех пор, пока мы о них помним.

Мы  сейчас каждому из присутствующих предлагаем сделать своими руками (цветок, журавлика в технике оригами) и возложить к импровизированному Вечному огню (это может быть фото, муляж), в память о тех, кто подарил нам мирное небо!

Письмо солдату. Приложение 4