Пояснительная записка
В предлагаемом мероприятии учащиеся приобретают разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде.
Аудитория: учащиеся 3 класса.
Цель:
- формировать экологическое, ответственное отношение к природе;
- развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вокруг;
- воспитывать любовь к природе, к Родине.
Задачи:
- образовательная: формировать представления об экологических законах, негативное отношение к безответственному отношению к природе;
- развивающая: развивать познавательный интерес к изучению природы, развивать речь, внимание, сообразительность, наблюдательность;
- воспитывающая: воспитывать сознательное, гуманное, бережное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, ответственность за сохранение и преумножение ее богатств, чувство ответственности за свое здоровье, любовь к природе и родному краю, навыки правильного поведения человека в природе;
- коррекционная: развивать интеллектуальные способности, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.
Возможность проведения мероприятия и его элементов:
- Классный час
- Занятие в ГПД
- Занятие во внеурочной деятельности, экологическом кружке
Планируемые результаты:
В результате проведения игры у школьников формируются:
- готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- экологические знания и навыки, потребность в их расширении.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карандаши или маркеры, Красная книга России и Орловской области.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности
- С каким настроением вы сегодня пришли на час общения?
- Давайте пожелаем друг другу хорошей работы.
II. Актуализация знаний
1. Чтение стихотворения.
- Ребята, послушайте стихотворение В.Орловой «Есть на земле огромный дом»
Ч т е ц. (декламируют под музыку)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Ч т е ц.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Ч т е ц.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- О чем говорится в стихотворении? (о природе)
- Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
– Посмотрите, как красива наша Земля, это наш Зеленый дом.
Вы наверняка знаете, что нынешний 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий в РФ и годом Экологии. Это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
- Кто сможет назвать тему занятия? (Тема занятия сегодня «Охрана природы»)
- Сегодня мы попробуем разобраться, все ли в порядке в нашем Зеленом доме?
- От чего нужно защищать Зелёный дом?
- Как вы думаете, почему мы так часто слышим слово «экология»?
III. Введение в тему
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах экологии, о необходимости заботы обо всех наших соседях по планете. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.
1. Экологические проблемы.
Определите экологическую проблему и предложите способы ее решения.
- Где происходит нарушение экологического правила?
- Что происходит? (определите проблему)
- Назовите экологическое правило, которое нарушил человек.
- Кто пострадает, если не соблюдать это правило?
- Сделайте вывод. Что нужно сделать, чтобы сохранить природу.
- Почему же нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле?
- Кто же виноват в этих нарушениях?
- Какие еще экологические проблемы вы можете назвать?
2. Экологические знаки.
- Определите, какое правило поведение обозначает этот экологический знак.
- Почему нужно соблюдать это правило?
- Где этот правило нужно соблюдать?
- Кто пострадает, если не соблюдать это правило?
- Сделайте вывод. Почему нужно соблюдать это правило?
3. Поведение в природе.
Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе.
- Что скажете?
- Подумайте, как вы докажите этим детям, почему не следует так вести себя в природе.
- Вы, ребята, сейчас работали экологами, называли правила поведения в природе, которые помогут сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. А кто такие экологи? Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди во всем мире отмечают День Земли 22 апреля.
4. Знакомство с Красной книгой.
- Посмотрите, что я сегодня принесла на наше занятие. Правильно – это Красная книга. А что вы о ней знаете?
- Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: растения и животные в беде, помогите им! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном представителе природы, можно сразу определить, в каком положении оно находится. Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого не спасти без специальных мер охраны. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена и другие. На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие. На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук геркулес. На белых страницах говорится о видах, вообще редких на Земле. Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос. Последние страницы Красной книги - зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Это бурые медведи.
В Орловской области создана своя Красная книга. (показ)
5. Рассказ о заповедниках.
- Если сорвать один цветок – появится маленькая рана на теле планеты, но людей много, и маленькие раны сливаются в большие. Что делать?
- Да, правильно. В нашей стране принят закон об охране и использовании растительного и животного мира, созданы заповедники и заказники. Я для вас отметила на физической карте России разноцветными точками охраняемые территории, всего в России 109 заповедников! (с 2014 года, включая Крым).
- Кто мне скажет, как называется особо охраняемая территория в Орловской области?
Национальный парк "Орловское полесье" расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году с целью сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. На территории национального парка обитает более 900 видов растений и более 270 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесено в Красные книги разных уровней.
Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции европейского зубра в рамках Программы сохранения зубров в России. Из видов, включенных в Красную книгу России, на территории парка произрастают: чилим, или рогульник плавающий, пальчатокоренник майский. Такие виды, как рябчик шахматный, лук медвежий, прострел раскрытый включены в список редких и охраняемых видов Орловской области. Из видов животных, занесенных в Красную книгу России, на территории парка встречаются: зубр, русская выхухоль, черный аист, большой подорлик, коростель.
- А почему все эти животные и растения попали в Красную книгу?
6. Обобщение.
- Назовите то и тех, кто может оказывать негативное влияние на природу. От кого надо охранять растительный и животный мир Земли?
- Кто должен охранят природу?
- Вот вы сказали, надо правильно себя вести. А что каждый из нас может сделать для охраны природы?
IV. Творческая работа
- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах - нарисовать экознаки для школьной стенгазеты. У кого на столе лежит зеленый кружок – составить знаки поведения в лесу. У кого лежит синий кружок – на водоеме, желтый – на лугу, белый – в городе. А у кого лежит красный кружок, вам надо составить обращение к первоклассникам о бережном отношении к окружающим нас объектам живой природы.
- Кто справился с заданием, может свою работу разместить на доске. А вот обращения, которые вы составили мы сейчас послушаем.
V. Рефлексия
- Почему природа нуждается в защите?
- Что делает государство для защиты природы?
- О каких проблемах экологии мы сегодня с вами говорили?
- А что бы вы пожелали всем людям на нашей планете?
VI. Подведение итогов
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля!