Формирование экологического мировоззрения школьников через поисково-исследовательскую деятельность

Разделы: Биология, География, Экология

Классы: 7, 8


Человечество сегодняшнего дня, находясь на переходном этапе развития от индустриального к постиндустриальному обществу, центральное место в котором принадлежит теоретическому знанию, отчуждающее индивида от естественных истоков жизни, стоит перед лицом опасности исчезновения как биосоциального вида. Поэтому первоочередной задачей, требующей неотложного разрешения для всех сегодняшних цивилизаций на Земле, является задача сохранения рода человеческого в гармонии с окружающей естественной средой. В трудах российского академика Н.Н.Моисеева и работах других ученых она получила название - стратегия коэволюции.

Коэволюция - параллельная взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества. По мнению С.Д.Деряба, И.Д.Ясвина основная причина, породившая экологический кризис современности, кроется не во внешней по отношению к человеку среде, а в нем самом, в его установках, ценностях, системе сформированных знаний об окружающем мире, месте в нем человека, о возможных взаимосвязях между личностью и окружающей средой, в ее активной деятельности, что в совокупности составляет мировоззрение.

Формирование экологического мировоззрения является ведущей целью экологического образования, проблемы которого неоднократно освещались в работах Н.Н.Моисеева, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, О.Е.Баксаковского, В.А.Кобылянского, А.В.Панкратова и других. Не имея единой дефиниции, последнее часто отождествляется с экологической культурой, экологическим сознанием. Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково -­исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе. Это и послужило основным стимулом к созданию данной программы. Также при ее разработке психологические возрастные особенности, специфика мировоззрения детей и их опыт взаимодействия с окружающей средой. Работа с учащимися с поисково-исследовательскими проектами позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. Работая с проектами, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике. Сейчас в мире, в том числе и в нашей стране, воздействие человека на окружающую среду очень велико. Многие мировые катастрофы произошли из-за того, что большинство населения разных стран экологически безграмотно и не готово решать назревшие экологические проблемы.

Мы живем в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, который богат лесами.

Впервые приехав в город, перед взором открывается прекрасная, чарующая взору сибирская тайга. Холмы, покрытые зеленым одеянием елей, лиственниц, кедров и у подножий холмов робко стоящих русских березок.

Люди любят отдыхать в лесу, летом собирать ягоды и травы, зимой совершают прогулки на лыжах, санях. К сожалению, не все задумываются о сохранности растительности, о правильном отдыхе. Нас много, а парк может не выдержать нагрузки, он требует заботы и внимания. Актуальность и значимость данной темы не вызывает сомнения. Благодаря сотрудникам национального парка «Самаровский Чугас», мы можем любоваться красотой наших лесов.

Одним из антропогенного воздействия на окружающую среду является использование природных объектов для отдыха. Увеличивается численность городского населения, при котором возникает необходимость и потребность общества общение с природой. Люди за частую не обращают внимание на то в каком состоянии они оставляют места отдыха после себя. Считая, что для этого существуют другие организации, наводящие порядок в местах отдыха. Не всегда пропагандирующие плакаты и таблички дают свои результаты. Такое воспитание надо вести с рождения детей и прививать любовь к природе, к бережному отношению всего, что нас окружает. Хотя можно сказать, не всегда это зависит от воспитания, а какие методы были использованы при этом. например материальная часть.

Очень часто люди не задумываются, что воздействие на почву и вытаптывая растительность на участках возникают экологические проблемы рекреационных зон. Работая с детьми, направляя по выбранной теме, мы прививаем самостоятельность действий и какие пути решения этих проблем