Проект «О пользе молока и молочных продуктов»

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Класс: 3

Ключевые слова: проектная деятельность, окружающий мир


Состав проектной группы:
Морозова Дарья,
Кузеванова Анастасия,
Губин Григорий,
Бобченко Алина,
Жиганов Максим,
Хужин Даниил,

учащиеся 3 класса

Руководитель проекта:
Стахнева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов

Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.

Темы исследований учащихся:

  • Молоко и его состав.
  • Молоко разных животных.
  • Из истории употребления молока.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • поисковая работа с литературными источниками;
  • анкетирование;
  • опыты

Цели исследования: выяснить, какую роль играет молоко в жизни человека.

Задачи:

  • используя различные источники расширить знания о молоке, его составе и ценных свойствах;
  • изучить роль молока в жизни человека;
  • понять из чего состоит молоко;
  • провести исследование молока в домашней лаборатории и доказать, что из молока можно получить много полезных и вкусных продуктов;
  • сформировать правильное отношение к здоровому питанию.

Гипотеза: Молоко – продукт полезный!

Объект исследования: молоко.

План проведения проекта

Организационный этап:

  • Выявление интересов детей к проекту.
  • Формулировка проблемы

Подготовительный этап:

  • Выбор темы проекта
  • Формулировка цели проекта
  • Формирование группы учащихся
  • Распределение задач для каждого члена группы
  • Определение основных источников информации

Практический:

  • Проведение экспериментов с молоком и молочными продуктами.
  • Анкетирование одноклассников.

Заключительный этап:

  • Систематизация и обобщение всех знаний.
  • Отчёт о проделанной работе.

Актуальность проекта

Обязательным продуктом детского питания является молоко. Но всё-таки не все дети его пьют и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, супы, запеканки, сыр, бутерброды и т.д.)

В школьной столовой часто дают молочные продукты. И каждый раз мы наблюдаем такую картину: одни дети с удовольствием едят каши, молочные супы, а другие нет. Мы стали задумываться:

  • Почему так происходит?
  • Зачем детям молоко?
  • В чём польза молока и молочных продуктов?

Так появился наш проект «О пользе молока и молочных продуктов».

Проблема: Многие дети не понимают значимости молока и молочных продуктов в развитии живого организма. Ребята плохо пьют молоко и едят молочные продукты.

Для того, чтобы выдвинуть гипотезу, мы провели опрос среди одноклассников, чтобы выяснить знают ли дети, чем полезно молоко.

Результаты анкетирования учеников 3 Г класса (20 человек).

Проанализировав ответы, мы поняли, что большинство наших одноклассников всё – таки любят молоко и молочные продукты и даже немного знают о пользе молока, но не всё. Но столовую посещают дети всей школы, поэтому результаты наблюдения могут резко отличаться от результатов анкетирования и показать совершенно противоположный результат. Тогда мы выдвинули гипотезу: допустим молоко – ценный, вкусный и полезный продукт питания для живого организма.

Объект изучения – молоко и молочные продукты.

Предмет исследования – молоко и молочная продукция.

Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы на урок окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности.

  1. Для начала мы решили выяснить, в чём польза молока, и почему в нём так много витаминов?
  2. Почему некоторые люди не могут пить молоко?
  3. Почему молоко белого цвета, если коровы едят зелёную травку?

Состав молока

В  молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

  • Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
  • Жир (молочный)  - обеспечивает организм энергией.
  • Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
  • В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец. А так же в нем присутствуют магний, хлор, йод и другие элементы.
  • Витамины (около 30): В, А, С, Д.
  • Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры. Именно из-за неё некоторые люди не могут пить молоко. Оно не усваивается у них в организме. Но для большинства людей молоко очень полезно. В нём много элементов, которые защищают организм от разных болезней, помогают его росту и правильной работе.

Какое бывает молоко?

Молоком также называют некоторые напитки растительного происхождения.

Соевое молоко. Напиток из соевых бобов по внешнему виду напоминает коровье молоко. Вкус у него сладковатый, слегка бобовый.

Кокосовое молоко. В кокосовом орехе массой 2 кг содержится около 0,5 литра сладковатой жидкости. В ней содержится около 3% жиров, 6% сахара и около 4% белка. А вот само кокосовое молоко делают из мякоти кокоса, смешивая её с водой. По консистенции оно напоминает белоснежные сливки и содержит 27% жира. На кокосовом молоке готовится множество блюд восточной кухни.

Молоко коровьего дерева. Это растительное молоко жители Южной Америки «доят» из разрезов на стволах тропических деревьев – галактодендронов. Этот млечный сок используют не только в пищу, но и как лекарство от астмы. Но это молоко быстро портится.

Рисовое молоко. Приготовить его можно в домашних условиях. 0,5 стакана риса отварить в 4 стаканах воды до полной мягкости, для вкуса можно добавить ваниль, корицу. Остудить, измельчить в блендере, дать отстояться и процедить через марлю. Такое молоко богато клетчаткой, кальцием, витаминами.

Кедровое молоко. В кедровом молоке больше жира, фосфора, марганца, белков и микроэлементов, чем в коровьем. Ядрышки подсушенных в печи орехов растирают в ступе, постепенно добавляя горячую воду, кашицу переливают в чугунок и в русской печи доводят до кипения. Получаются кедровые сливки. Если в них добавить кипяченую воду, получится кедровое молоко.

С вопросом «Какими целебными свойствами обладает молоко?», я обратился к нашему медицинскому работнику Чучалиной Т.А.

Она рассказала что с древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.

Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна. Молоко активно использовалось и в народной косметике.  Из него делали маски и использовали их против морщин. Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное. Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.

Нам  стало интересно, молоко, каких животных употребляет человек в пищу в других странах? И мы решили это узнать из интернета.

  • Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
  • В Индии она считается священным животным.
  • В Испании употребляют овечье молоко.
  • В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
  • В Египте молоко дает буйвол.
  • В Перу молочным животным является лама.
  • В Тибете люди получают молоко от яка.
  • На севере - от северного оленя.
  • Во многих странах молоко людям дает коза.

Но мы не можем опираться только на факты, поэтому следующий этап нашего исследования – эксперименты.

Опыт № 1. Почему молоко белого цвета?

А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета.

Ответ на главный вопрос прост. Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

Кстати, интересно, что из казеина производят клей. Обычный клей для столярных работ. Им можно склеивать дерево, фанеру, картон. А получают его из молока или молочных продуктов.

Ни для кого ни секрет, что прежде, чем пить молоко, его нужно термически обработать, чтобы убрать все болезнетворные бактерии, которые могут вызвать расстройство желудка.

Опыт № 2. Кипячение молока – обеззараживание в домашних условиях

Я довёл молоко до кипения – по краю кастрюли начали образовываться пузырьки, из-за которых молоко поднимается. Чтобы молоко не «убежало», за ним необходимо постоянно присматривать. Долго молоко кипятить нельзя, потому что его польза уменьшается:

  • разрушается часть витаминов,
  • часть кальция превращается в плохо усваиваемый,
  • частично разрушается молочный белок,
  • гибнут полезные молочные бактерии.

Но! При кипячении практически все болезнетворные бактерии погибают.

Далее я налил в два стакана молоко: в один – сырое, а в другой – вскипячённое и поставил на некоторое время.

Сырое молоко скислось быстрее, чем вскипячённое.

Вывод: В домашних условиях сырое молоко необходимо кипятить, но при долгом кипячении снижаются его полезные свойства. Вскипячённое молоко дольше сохраняет способность к употреблению.

Опыт № 3. Превращение молока в кефир

Налила в два стакана молоко. Один поставила в холод, а другой в тепло.

Вывод: в холоде молоко не скисается в течение срока годности, а в тепле молоко мгновенно скисается и превращается в кефир.

Опыт № 4. Хранение молока в разной посуде

Я где-то читала, что в старину молоко хранили в глиняных горшках. Мне захотелось выяснить – почему? Я налила молоко в глиняный сосуд и обычный стеклянный стакан. Поставила их рядом.

Вывод: в глиняном сосуде молоко дольше сохранило свою свежесть.

Опыт № 5. Приготовление йогурта

Я подогрела молоко до 50 градусов. Добавила туда живой йогурт, перемешала, накрыла одеялом и поставила в тёплое место. Утром йогурт был готов. Добавила в него фрукты.

Опыт № 6. Приготовление творога из молока (опыт подтверждает наличие белка в молоке)

Полученную опытным путём простоквашу, я перелил в кастрюлю и поставил на огонь. Скоро простокваша превратилась в сыворотку, в которой плавали белые хлопья. После остывания, я процедил сыворотку через марлю. У меня остался творог. Творог – это белок.

Вывод: в молоке содержатся белки – строительный материал нашего организма. Благодаря белкам дети растут!

Выводы:

  1. Гипотеза подтвердилась – молоко полезный и вкусный продукт.
  2. В молоке содержатся все необходимые вещества, без которых человеческий организм не может нормально развиваться и существовать. (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества).
  3. Молоко входит в состав многих продуктов, которые употребляет человек.
  4. Правильной заменой коровьему молоку служит молоко растительного происхождения. Полностью исключать употребление молока из своего рациона не стоит.
  5. Молоко хорошо и быстро усваивается организмом (за исключением людей, которые плохо переносят лактозу и страдают аллергическими реакциями).
  6. Чаще всего вред молока обусловлен особенностями его употребления.

Пейте, дети, молоко – будете здоровы!

Список использованной литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г
  2. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
  3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
  4. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
  5. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
  6. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб., 1998.
  7. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
  8. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.
  9.  Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
  10.  Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
  11. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.