Технологическая карта квеста
Содержание квеста |
|
Название |
Вооружение кочевников Великой степи |
Направленность квеста |
История и военное дело. Квест может быть использован на уроках Истории Казахстана, факультативов и прикладных курсов по истории, на уроках Начальной военной подготовки |
Цель |
Содействие воспитанию патриотизма, интереса к истории кочевых народов Евразии путем изучения вооружения кочевников. |
Задачи |
1. Содействовать достижению предметных результатов, направленных на формирование у учащихся умений:
2. Содействовать достижению метапредметных результатов, направленных на формирование у учащихся умений:
3. Содействовать достижению личностных результатов, направленных на формирование у учащихся:
|
Продолжительность |
Три недели |
Возраст учащихся/целевая группа |
Учащиеся 10-11 классов |
Легенда |
Учащиеся в начале урока получают конверт, в котором находятся рисунки и сопроводительная записка, в которой утверждается, что изображенные на рисунках тяжеловооруженные воины вовсе не западноевропейские рыцари. В связи с чем учащимся предлагают проверить правильность этого утверждения, изучив вооружение древних и средневековых кочевников евразийских степей (саков, гуннов, тюрков, монголов). |
Квест-герои |
Команды «Саки», «Гунны», «Тюрки», «Монголы» |
Основное задание/основная идея |
В результате квеста учащиеся должны ознакомиться с вооружением древних и средневековых кочевников. Продуктом должна стать презентация (компьютерная, постер, макет) вооружения саков, гуннов, тюрков. |
Сюжет и продвижение по нему |
Команды изучают представленный исторический материал, при желании (что приветствуется) могут использовать свои источники информации (Интернет, библиотеки). На основе полученных сведений готовят презентацию, в той форме, которую выберут сама. |
Ресурсы |
Вооружение сакских племен. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/6637 Военное искусство саков. – Режим доступа: http://e-history.kz/ru/publications/view/3817 Кочеев В.А. К вопросу о защитном вооружении древних кочевников Горного Алтая в скифское время. – Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/da/archive/1999/03/st11.pdf Тяжелая кавалерия – дар народов Великой степи. – Режим доступа: http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:3860 Элементы доспеха в памятниках пазырыкской культуры. Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/496/510066183.php Тяжелая кавалерия гуннов. – Режим доступа: http://listatel.ru/armia-srednih-vekov/tyazhelaya_kavaleriya/ tyazhelaya_kavaleriya_gunnov.html Всадники гуннов IV-V вв. – Режим доступа: http://historylib.org/historybooks/D-P--Aleksinskiy_Vsadniki-voyny--Kavaleriya-Evropy/17 Военое дуло хунну. – Режим доступа: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/voennoe-delo-hunnu Что касается гуннов… - Режим доступа: http://gibelimperiy.rolka.su/viewtopic.php?id=28 Вооружение воинов-тюрков эпохи раннего средневековья. – Режим доступа: https://bazaistoria.ru/blog/43922160613/Vooruzhenie-voinov-tyurkov-epohi-rannego-srednevekovya-(chast-pe Доспехи, оружие и другое снаряжение воинов Тюркского каганата. – Режим доступа: https://swordmaster.org/2010/01/16/dospexi-oruzhie-i-drugoe-voennoe-snaryazhenie.html Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлемы. – Режим доступа: https://weapon.temadnya.com/281640716617386744/tyurkskoe-zaschitnoe-vooruzhenie-pantsiri-schity-shlema/ Тюркское защитное снаряжение. – Режим доступа: https://weaponology.mirtesen.ru/blog/ 43801619039/Tyurkskoe-zaschitnoe-snaryazhenie О вооружении монголов времен Чингисхана. – Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/10893/ Непобедимая армия монголов. – Режим доступа: https://scfh.ru/papers/nepobedimaya-armiya-mongolov/ Куликовская битва. Вооружение ордынских воинов. – Режим доступа: http://www.ruistor.ru/ bitvy_ kulikovskaya_bitva_voisko07.html Сибирское вооружение от каменного века до стредневековья. Монголы. - Режим доступа: http://history.novosibdom.ru/node/61 |
Оценивание |
Приводится в конце работы |
Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
А.Блок «Скифы»
Рассмотрите иллюстрации. Вы будете очень удивлены, узнав, что на них изображены вовсе не европейские рыцари, ставшие одним из символов средневековья. Вы когда-нибудь задумались, как и откуда появились рыцари в сверкающих латах и на защищенных броней могучих лошадях?
Может показаться, что тяжеловооруженная кавалерия - это чисто западноевропейское явление. Однако многие черты рыцарства Западной Европы уходят своими корнями в восточные страны. Так и полностью защищенные доспехами конные воины появились впервые на Востоке, и западноевропейские средневековые рыцари имели предшественников в лице катафрактариев Древнего Мира.
Геродот первым отмечает, что массагеты одевают на грудь лошадям медные панцири. Столетием позже Арриан пишет, что «сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней».
Появление катафрактариев подтверждают археологические находки на территории расположения дахов и массагетов. В 50-х гг. XX века Хорезмская экспедиция С.П.Толстова при раскопках городища Чирик-Рабат (верховья Жана-Дарьи) обнаружила в погребении IV века до нашей эры пластинчатый доспех.
Можно ли считать все вышесказанное правдой? Были ли тяжеловооруженные воины в евразийских степях в эпоху европейских рыцарей? Давайте попробуем это выяснить и совершим путешествие в мир древних и средневековых кочевников Евразии. Мы познакомимся с вооружением саков (скифов), гуннов, тюрков и монголов и узнаем, были ли тяжеловооруженные воины у этих племен, каким было их защитное вооружение и можно ли считать, что вооружение, которое мы привыкли считать рыцарским, появилось на Востоке, а именно в евразийских степях и смежных с ними регионах.
Для этого нам необходимо восстановить (реконструировать) облик тяжеловооруженных всадников, чтобы на заключительном этапе работы мы могли сравнить их с западноевропейскими рыцарями.
Вам необходимо разделиться на четыре команды и получить конверты с заданиями.
Советы участника веб-квеста Вооружение кочевников Великой степи:
- Определитесь с конкретным кругом вопросов, которые вам предстоит изучить (их не должно быть много). Рекомендуемая (но не обязательная!) схема:
1. Защитное вооружение кочевников;
2. Оружие дальнего боя;
3. Оружие ближнего боя;
4. Конское снаряжение. - Зайдите на предложенные сайты (по ссылкам, которые вам предложены), поищите нужный вам для выполнения заданий материал в библиотеках. Постарайтесь самостоятельно найти интересные ресурсы по изучаемому вопросу (раздел «Ссылки» можно будет пополнить новыми).
- Изучите отобранный материал, постарайтесь самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы
- Ищите не только текстовой материал, но и иллюстрации. Они помогут вам представить более наглядно вооружение кочевников и будут незаменимы при подготовке презентации.
- Оформите результаты вашей работы в виде электронной презентации, постера, макета, как вам представляется более удобным и целесообразным.
- Ваша коллективная работа поможет многим школьникам (и не только школьникам) расширить свой кругозор.
- Не стесняйтесь обращаться за помощью к преподавателю
Задания для команд
1 команда: Саки
На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного сакского воина.
Вооружение сакских племен. Режим доступа: https://articlekz.com/article/6637
Военное искусство саков. Режим доступа: http://e-history.kz/ru/publications/view/3817
Кочеев В.А. К вопросу о защитном вооружении древних кочевников Горного Алтая в скифское время. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/da/archive/1999/03/st11.pdf
Тяжелая кавалерия – дар народов Великой степи. Режим доступа: http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:3860
Элементы доспеха в памятниках пазырыкской культуры. Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/496/510066183.php
2. Команда: Гунны
На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного гуннского воина.
Тяжелая кавалерия гуннов. – Режим доступа: http://listatel.ru/armia-srednih-vekov/tyazhelaya_kavaleriya/tyazhelaya_kavaleriya_gunnov.html
Всадники гуннов IV-V вв. – Режим доступа: http://historylib.org/historybooks/D-P--Aleksinskiy_Vsadniki-voyny--Kavaleriya-Evropy/17
Военное дело хунну. – Режим доступа: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/voennoe-delo-hunnu
Что касается гуннов… - Режим доступа: http://gibelimperiy.rolka.su/viewtopic.php?id=28
3 команда: Тюрки
На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного тюркского воина.
Вооружение воинов-тюрков эпохи раннего средневековья. – Режим доступа: https://bazaistoria.ru/blog/43922160613/Vooruzhenie-voinov-tyurkov-epohi-rannego-srednevekovya-(chast-pe
Доспехи, оружие и другое снаряжение воинов Тюркского каганата. – Режим доступа: https://swordmaster.org/2010/01/16/dospexi-oruzhie-i-drugoe-voennoe-snaryazhenie.html
Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлемы. – Режим доступа: https://weapon.temadnya.com/281640716617386744/tyurkskoe-zaschitnoe-vooruzhenie-pantsiri-schity-shlema/
Тюркское защитное снаряжение. – Режим доступа: https://weaponology.mirtesen.ru/blog/ 43801619039/Tyurkskoe-zaschitnoe-snaryazhenie
4 команда: Монголы
На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного монгольского воина.
О вооружении монголов времен Чингисхана. – Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/10893/
Непобедимая армия монголов. – Режим доступа: https://scfh.ru/papers/nepobedimaya-armiya-mongolov/
Куликовская битва. Вооружение ордынских воинов. – Режим доступа: http://www.ruistor.ru/bitvy_kulikovskaya_bitva_voisko07.html
Сибирское вооружение от каменного века до стредневековья. Монголы. - Режим доступа: http://history.novosibdom.ru/node/61
Критерии оценивания работы:
|
Критерии оценивания |
Дескриптор |
Баллы |
Содержание работы |
Понимание задания |
- Работа демонстрирует точное понимание задания, весь материал непосредственно характеризует тему | |
- Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней | |||
- Большая часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется и не оценивается |
0 |
||
Полнота раскрытия темы |
- тема раскрыта полностью | ||
- тема раскрыта частично | |||
- тема не раскрыта |
0 |
||
Изложение аспектов темы |
- все аспекты темы изложены полно | ||
- аспекты темы изложены частично | |||
- аспекты темы не изложены |
0 |
||
Логика изложения информации |
- материал изложен логично | ||
- частичное нарушение логики изложения материала | |||
- логика изложения материала отсутствует |
0 |
||
Самостоятельная работа группы
|
Планирование работы группы |
- работа группы четко спланирована | |
- работа группы частично спланирована | |||
- работа группы не спланирована |
0 |
||
Распределение ролей в группе |
- вся деятельность равномерно распределена между членами группы | ||
- работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды | |||
- несколько членов группы отвечают за работу всей команды |
0 |
||
Степень самостоятельности работы группы |
- полная самостоятельность при выполнении работы | ||
- частичная самостоятельность работы группы | |||
- несамостоятельная работа группы |
0 |
||
Защита работы |
Объем и глубина знаний по теме |
- Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи | |
- Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний | |||
- Докладчики обнаруживают полное не владение материалом |
0 |
||
Культура речи, манера держаться перед аудиторией |
- Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории | ||
- Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории | |||
- Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории |
0 |
||
Деловые и волевые качества докладчика |
- Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен |
10 5 0 |
Критерии оценок:
- «5» - 80-100 баллов.
- «4» - 50-79 баллов.
- «3» - 20-49 баллов.