Экскурсия как средство формирования познавательного интереса к изучению литературы в школе

Разделы: Литература

Классы: 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: экскурсия


Изучение произведения писателя на уроке литературы начинается со знакомства с его биографией. Но, к сожалению, в процессе урока не всегда хватает времени на ее углубленное изучение. Кроме того, у нынешнего поколения исчезает желание узнавать о людях, внесших свой вклад в культурное наследие нашего народа. Решить эту проблему помогают экскурсии в литературные места нашей Родины. Здесь проникаешься духом произведений писателей, начинаешь понимать любимого деятеля литературы. Поэтому в работу учителя литературы и классного руководителя мною включено посещение памятных для русских прозаиков и поэтов мест, оказавших на них огромное влияние и отразившихся в их произведениях. Санкт-Петербург, Пушкинские Горы, Псков, Екатеринбург, Казань, Тобольск, Далматово – эти места, посещенные моими учениками в течение трех лет, безусловно, оказали большое влияние на формирование интереса к изучению литературы как учебного предмета.

К каждой экскурсии я тщательно готовлюсь: заранее изучаю выбранный маршрут, готовлю задания, которые ребята должны выполнить либо в течение поездки, либо после возвращения, настраиваю учащихся на активное чтение доступных им книг о писателе и его произведениях. Такая работа позволяет сделать экскурсию более эффективной, скорректировать знания, полученные в ходе нее. Выбирая литературные места для школьных экскурсий, руководствуюсь следующими критериями: соответствие содержания экскурсии программе; доступность экскурсии для понимания учащимися; значимость данного объекта с исторической точки зрения. Все это свидетельствует о том, что выбор объекта для учебной экскурсии по литературе всякий раз должен происходить с учетом значимости объекта и познавательных возможностей учащихся.

Самое верное средство прикоснуться к художнику слова своим сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы.

В свое первое далекое путешествие мы отправились, когда мои ученики учились в 7 классе. Это была поездка по пушкинским местам, расположенным в Псковской области. В истории отечественной культуры музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и поселок Святые Горы связаны с жизнью и творчеством великого поэта. Места любимые и воспетые им. Ещё при жизни Пушкина сельцо Михайловское воспринималось как его поэтическая родина, место творческого преображения поэта. Годы ссылки, 1824-1826, стали важным этапом в его творческой биографии, они способствовали самоопределению поэта, становлению Пушкина как величайшего национального поэта. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений. Вблизи «милого предела» поэт завещал себя похоронить. Здесь, у алтарной стены Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, в четырёх верстах от Михайловского, покоится его прах.

С большим вниманием слушали семиклассники рассказ экскурсовода, с интересом рассматривали музейные экспозиции, задавали много вопросов, любовались восхитительными пейзажами. А после возвращения домой при изучении лирики А.С.Пушкина с восторгом рассказывали на уроках о том, что узнали о жизни и творчестве великого поэта, используя материалы виртуальной экскурсии, тем ребятам, кто не смог принять участие в поездке.

Результатом поездки стал сборник творческих работ - акростихов, верлибров, стихотворений, эссе, который ребята представили вниманию одноклассников, учителей и родителей. Вот одна из работ:

Чтобы узнать счастье,
Прогуляйся по Михайловскому,
Посмотри на пейзажи и дотронься до Гения,
Который был простым человеком.
И сразу почувствуешь счастье...
Счастье - быть рядом с Ним…

Находясь в Псковской области, мы посетили Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь, который тесно связан с событиями, описанными в балладе А.Толстого «Василий Шибанов». Иван Грозный, Андрей Курбский, Василий Шибанов предстали перед семиклассниками не только в качестве литературных героев, но и как реальные люди.

Посещение Санкт-Петербурга позволило познакомиться с жизнью и творчеством писателей, связанных с северной столицей, наглядно представить место действия, героев, почувствовать эпоху, описанную в таких литературных произведениях, как поэма «Медный всадник», А.С.Пушкина, рассказ «Человек на часах» Н.С.Лескова, повесть «Шинель» Н.В.Гоголя. Не оставило равнодушным посещение музеев Г.Р.Державина и А.А.Ахматовой.

Каждый день, проведенный в Санкт-Петербурге, заканчивался участием в игре. Экскурсанты были разделены на группы. Каждая группа выполняла задания, составленные по содержанию экскурсий, посещенных в течение дня: отвечали на вопросы викторины, создавали карту, выполняли творческие задания. Такая работа позволяла не только закрепить знания, полученные за день, но и дополнить их.

Обогатила знаниями о жизни и творчестве писателей поездка в Казань. «Казанский период» Толстого — один из важнейших в биографии мыслителя: переживания этих лет легли в канву произведений «Отрочество», «Юность», «После бала», «Утро помещика».

Казань – родина Г.Р.Державина.  Посещение музея Лаишевского края имени Державина позволило дополнить знания о жизни поэта, полученные в Петербурге. В Казани А.С.Пушкин собирал материал для сочинения «История Пугачевского бунта». Связан этот город и с жизнью Максима Горького. Кроме того, поездка в Татарстан открыла для ребят таких национальных татарских поэтов, как Муса Джалиль и Габдулла Тукай, чье творчество также изучается в школе.

Плодотворной была и поездка в Тобольск, куда были сосланы и отбывали здесь ссылку декабристы, среди них Кюхельбекер, Муравьев, Радищев и другие. С этим городом связано имя П.П.Ершова, автора сказки «Конек-Горбунок».

Литературные экскурсии я организую и при изучении регионального компонента. Дом декабристов, музей В.К.Кюхельбеккера, Государственный архив, где хранится личный архив Л.Куликова, гостеприимно принимали моих учеников. А посещение Далматовского монастыря позволило не только получить наглядное представление о пугачевском восстании, описанном в произведениях А.С.Пушкина и Д.Н.Мамина-Сибиряка, но и открыло для ребят литературное творчество нашего великого земляка архимандрита Антонина Капустина.

"Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова академика Д.С.Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у своих учеников любовь к родине, славной своими людьми, своим прошлым и настоящим, неповторимой красотой. Большую помощь в этом оказывают экскурсии по литературным местам. Они помогают воспитывать интерес к книге, знакомят с другими видами искусств, углубляют представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест, с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее".

Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.