Недостатки проектирования РППС ДОО, или «Среда как «третий педагог»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Ещё Елизавета Ивановна Тихеева подчеркивала тот факт, что игровая деятельность приносит детям большое количество радости и удовольствия. Также игровую деятельность можно назвать средством всестороннего развития физических и духовных сил детей. Она писала, что «на игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание, игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе,  широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей».

Современные условия диктуют  необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.

В хорошем детском саду дети:

  • создают, а не действуют по образцу;
  • двигаются, а не ждут;
  • решают проблемы, а не просят педагога их решить;
  • говорят, а не пассивно слушают;
  • действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
  • делают выбор, а не повинуются;
  • пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
  • создают искусство, а не воспроизводят образцы;
  • решают, а не пассивно соглашаются;
  • ценят процесс, а не только результат;
  • задают вопросы, а не просто слушают;
  • выводят ответ, а не получают его от взрослого;
  • учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
  • распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
  • Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования  детской  любознательности и учения?
  • Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
  • Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Ответив на эти вопросы, мы видим пробелы в организации РППС.

К недостаткам обустройства пространства для игр относят: неэргономичность, плохая функциональность, непрактичность, острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей, отсутствие многофункциональности и разностилье, агрессивная визуальная игровая среда, среда групп преимущественно девичья.

Проблемы заключаются в следующем:

1. Неформальное взаимодействие с детьми (наиболее масштабная проблема – педагоги мало взаимодействуют с детьми; педагог должен выполнять функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка).

2. Отсутствие вариативности в образовательном процессе (вариативность предполагает такой тип коммуникации, в котором с помощью педагога ребенок поймет правила и самостоятельно начнет им следовать)

3. Образовательные задачи решаются преимущественно во время занятий («режимные моменты» часто не рассматриваются как часть образовательного процесса и это противоречит идее образовательной среды, в которой ребенок действует самостоятельно и инициативно).

4. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка.

Доступное пространство и оптимальное устройство внешней территории дает детям возможность: активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой,экспериментировать, иметь возможность уединиться и отдохнуть.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,познавательного, эстетического развития. Поэтому рекомендуется демонстрация работ детей, отличающихся индивидуальностью и расположенных на уровне глаз детей. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенностьв себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.

Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным:ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, не переполненных различными пособиями и играми, легкие переносные ширмы.Должно быть предусмотрены более одного места (уголки уединения) для обособленной игры и занятий. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).

Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как иот воспитывающих его взрослых.