Память о Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: закрепление и углубление знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Закрепление представлений о войне, как об одном из самых грандиозных событий ХХ века.
  • Через привлечение краеведческого материала показать связь истории России и истории малой родины.
  • Показать, как война изменила представления людей о прошлом.
  • Формирование чувства гордости за свой народ.

Педагог. В начале нашей работы мы поговорим об общих сведениях о Великой Отечественной войне. В начале это будут вопросы, а затем работа с презентацией. У каждого должен быть листок. Если вы знаете ответ, но вас все же не спросили, то вы ставите себе бал. Начнем.

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Когда она закончилась?
  3. Как назывался план немецкого нападения на СССР?
  4. За какое количество времени фашисты рассчитывали разгромить СССР?
  5. В битве за какой город в 1941 г. фашистам впервые пришлось отступить?
  6. Блокада какого города длилась 871 день?
  7. Какое сражение символизирует статуя Родины-матери в Волгограде?
  8. Частью какого сражения 1943 г. была самое большое танковая битва у Прохоровки?
  9. Почему на одних медалях написано «За освобождение…», а на других «За взятие…»?
  10. Освенцим, Бухенвальд, Майданек - что это за названия?
  11. В каком месте Германия подписала капитуляцию?
  12. Почему в Европе День Победы празднуют 8 мая, а в России - 9 мая?
  13. Сколько миллионов граждан СССР погибло в войну?

Работа с презентацией

Музыкальное сопровождение к уроку

Слайд 3-4. Нужно определить по изображению название города - Брест, Сталинград, Москва, Ленинград. Дополнительные баллы за узнавание парада на Красной площади 7 ноября 1941 г.

5-й слад. Нужно назвать изображенные места - концлагерь Освенцим и памятник на месте деревни Хатынь.

6-й слайд. Узнать по карте событие - Курская битва и нападение Германии на СССР.

7-й слайд. Необходимо назвать изображенные предметы - письмо-треугольник и фронтовой медальон.

8-9-й слайд. Назвать памятники и места их расположения.

9-10 слайды. Назвать имена выдающихся людей того периода.

Что изображено на 10-м слайде и как это связано с войной?(Это погоны и царские ордена. В 1943 г. были восстановлены офицерские звания, а с ними и погоны. В 1944 г. было разрешено носить некоторые царские ордена - солдатские Георгиевские кресты).

Кто изображен 12-м слайде и как изменилось отношение к религии в годы войны? (В 1942 г. восстанавливается патриаршество. Патриархом стал Сергий (Старгородский).

На 13-м слайде изображен орден Александра Невского(1942) и орден Нахимова (1944).

По музыкальным фрагментам определить произведение (Марш энтузиастов, Священная война, На безымянной высоте.)

По музыкальным фрагментам определить, что было общего между Интернационалом и Гимном Советского Союза (оба были гимнами).

По звуковому фрагменту стихотворения «Жди меня» определить автора (К.Симонов).

Педагог. А теперь я расскажу вам о нашем земляке Иване Кирилловиче Наумове. Его боевой путь начался в лесах под Москвой. Он привел его через битвы за город Калинин, в котором Наумов был первый раз ранен, с Верхней Волги на Нижнюю — в Сталинград, где был ранен второй раз, и, наконец, сюда, в южную Польшу. В 1944 г. Советская Армия вступила в Польшу. Развернулись упорные бои за многие города, в том числе за Домбицу, где находилось несколько секретных военных заводов. Одна из артиллерийских частей вырвалась вперед, достигла железной дороги. Когда же город был взят,  то часть оказалась в окружении. Было необходимо с боем отступать. Иван Кириллович Наумов командовал орудием, которое прикрывало отход. Орудие было разбито, боец был ранен в плечо, левую руку и ногу и  упал на картофельном поле. Очнулся он через сутки. По полю ходили жандармы и добивали раненых. Вот один из них подошел к  пожилому армянину Атыку Кинасяну, который крикнул ему: «Будьте вы прокляты!» Хлопнул выстрел и Иван опять потерял сознание.

Когда вновь очнулся, то услышал стоны и пополз на них. Обнаружив Атыка живым, он перевязал его, а затем взвалил ремнями на себя и пополз в ближайший лес. Там Кинасян посоветовал товарищу оставить его, а самому перейти линию фронта. Один был ранен в левую руку, другой - в правую. Поэтому когда курили, то приходилось одной рукой крутить цигарки, одной рукой чиркать спичкой. Он вернулся на поле боя, нашел там два ножа и пулемет с дисками. В лесу он нашел ручей, умылся, набрал воды и ежевики, накормил товарища, помыл раны друга и снова перевязал его. Затем накопал картошки и сварил ее, варил кашу из пшеницы. У них закончились спички. Тогда они нашли кресало. Кинасян, у которого была ранена левая рука, держал камешек и фитиль, а Наумов здоровой правой высекал огонь. Табак тоже уже кончился. Друзья курили сухой мох. Наумов смастерил себе костыль и стал выходить даже днем.

Однажды он наткнулся на немецкий телефонный кабель, который обрезал. И дела это дважды. Но фашисты не поверили, что это сделал лось и устроили засаду, которую Иван заметил по чистой случайности. Он снова перерезал провод, концы которого затянул в кусты. Тогда фашисты протянули провод по открытому полю. Они решили возвращаться к своим через линию фронта, выбрали ветреную ночь. Шел сильный дождь. У Ивана закончились силы и он попросил Атыка ползти самому. Тот задел сигнальную ракету и всю ночь они вжимались в землю, укрываясь от трассирующих пуль. Когда они свалились в свои траншеи, то были сильно заросшие, грязные, в обрывках формы. Им повезло: они выползли в расположение именно своего батальона. Их отправили в госпиталь, а начинающий писатель Борис Полевой описал их историю в статье «Смерть нас подождет».

Иван Кириллович вернулся в Андрюки в 1945 году, да не один, а с женой Варенькой, уроженкой Донецкой области. Жили они дружно, вырастили сына Николая и дочь Галину, дождались и порадовались внукам.

На титульном листе журнала «Дружба народов» есть надпись «Другу моего отца Ивану Кирилловичу от его сына Рафика. 25 января 1973 года». Сын Атыка Акоповича Канасяна обратился в газету «Правда» с просьбой прислать материал об отце и его друге Иване Кирилловиче Наумове, спасшем отца во время войны. Из редакции ему прислали несколько журналов «Дружба народов». Вот так один из них появился у Ивана Кирилловича. Это драгоценная память о фронтовом товарище и о тех трудных и незабываемых годах войны. Друзья не теряли связи и после возвращения с фронта.

В декабре 1977 года Ивана Кирилловича Наумова не стало - вот до какого времени подождала смерть.

Дружба отцов переросла в дружбу детей и внуков. По сей день они ездят друг к другу в гости. Вот и этим летом Андрей, Наташа и их сын Саша поедут в поселок Новомихайловский Туапсинского района на могилу Атыка Акоповича Канасяна, чтобы почтить его память и память обо всех отцах, дедах и прадедах, завоевав­ших сегодняшний мирный день.

Педагог. Можно ли назвать действия Ивана Кирилловича героическими? Он, оказавшись в безвыходной ситуации, не сложил руки, а нашел в себе силы продолжить борьбу. Наш земляк не бросил в беде товарища, рисковал жизнью ради него, не считал его ниже себя. При этом проявил смекалку, находчивость, житейскую изворотливость в хорошем смысле слова.

Что по-вашему мнению изменила Великая Отечественная война?

14-й слайд. Фотография Ивана Кирилловича Наумова.

15-й слайд. Наградной лист И.К.Наумова. Его представление к ордену Красной Звезды. Взято из фонда С.В.Бажана.

16-й слайд. Семья И.К.Наумова, его жена, дети и внуки.

Глядя на эти фотографии, скажите, какие черты характера Ивана Кирилловича вам очевидны?

Список литературы

1. Борис Полевой. До Берлина - 896 км. Смерть нас подождет.

2. З.В.Волосатова, учитель андрюковской СОШ № 6, «Предгорье», №№ 76, 79, 82, 88.