Вместе по школьным тропинкам

Разделы: Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: воспитание


1. Программа воспитания и социализации в новых образовательных стандартах нацелена на «формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную социально-значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы».

Актуальность данного проекта проявляется в  необходимости создания комфортной социальной  среды для пятиклассников, которая предоставила бы возможность обучающимся легко адаптироваться к новым условиям обучения в основной школе. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников от начального уровня образования к основному  — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Не секрет, что в сентябре новоиспеченный пятиклассник испытывает множество трудностей в организации своей учебной жизни в новых для него условиях основной школы. Также важным является сохранение преемственности при переходе обучающихся  от начального уровня образования к основному, что и предполагает создание и реализация данного проекта, как одна из составляющих волонтерского движения в гимназии.

2. Цель данного проекта:

Создание условий для развития личности каждого ученика и коллектива в целом и формирования активной жизненной позиции, обеспечение преемственности при переходе обучающихся  от начального уровня образования к основному.

Задачи:

  • обеспечение условий для развития волонтерского движения среди обучающихся гимназии;
  • формирование у младших подростков представления об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образах поведения через практику общественных отношений с обучающимися начального уровня;
  • формирование у младших подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретения опыта помощи другим людям;

3. Основное содержание проекта состоит в успешной адаптации младшего школьника к обучению в пятом классе. Посредством  реализации коллективного социального проекта, осуществляющего  укрепление преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием, мы можем научить пятиклассников обходить «рифы и мели» школьной жизни в основной школе. К четвертому классу дети достаточно самостоятельны. Но в пределах средней школы они в начале сентября выглядят совершенно растерянными. И поэтому мы с пятиклассниками стараемся поддерживать детей уже в начальной школе. Считаю важным фактором в решении проблемы безболезненного вливания учеников нынешних четвертых  классов в жизнь средней школы помощь моих учеников  5«а» класса. Такая волонтерская помощь пятиклассников позволяет будущим пятиклассникам  почувствовать себя полноправными членами школьного коллектива, обрести уверенность в себе с помощью  старших товарищей - моих пятиклассников.

Механизм реализации проекта следующий:

- исходя из собственного опыта нынешние пятиклассники определяют проблемы, с которыми сталкиваются их младшие товарищи после перехода из начального уровня образования для (обычно это кабинетная система обучения, которой нет на начальном уровне образования, неумение «читать» расписание уроков для обучающихся основного уровня образования, трудности в первом дежурстве по школе и самостоятельная организация мероприятий для собственного класса).

4. Ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь конструктивно взаимодействовать с социумом. Моими партнёрами в работе являются: администрация школы, родительский комитет, учителя начальной школы (4 классы), школьный психолог.   

5. Целевая аудитория:

ученики 5, 6 «а» класса, ученики 4,5 «а, б, в» классов.

6. План реализации проекта

Этапы проекта

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностико-организационный

Анализ существующего положения – выявление существующих проблем

Сентябрь-ноябрь 2017г

Классный руководитель 5 «А» класса, классный коллектив

Изучение контингента обучающихся четвертых классов с целью выявления уровня потребностей в адаптации

Ноябрь-декабрь 2017г

Классный руководитель 5 «А» класса, классный коллектив

Создание  модели организации волонтерской помощи учащимся четвертых классов. Создание проектов в помощь юным пятиклассникам

Январь – май 2018

Классный руководитель 5 «А» класса, классный коллектив

Организационно-практический

Организация волонтерской помощи пятиклассникам в пределах основной школы

Сентябрь - октябрь 2018

Коллектив 5 «а» класса

Отслеживание результативности – успехов практической деятельности, удовлетворенности обучающихся данным видом деятельности

Ноябрь  2018 – январь 2019

Классный руководитель 5 «А» класса, классный коллектив, школьный психолог

Совершенствование мастерства учащихся 5, 6 «а» класса по вопросам организации и проведению волонтерской помощи

Весь период

Классный руководитель 5 «А» класса, классный коллектив

Рефлексивно-обобщающий

Анализ и обобщение результатов

Март- 2019

Классный руководитель 5 «А» класса,

Определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка модели.

Апрель 2018

 Классный руководитель 5 «А» класса,

Обобщение опыта работы на уровне ШМО

Май 2019

Классный руководитель 6 «А» класса,

7. Ожидаемые результаты для педагога:

  • наличие разработанных проектов по социализации младших школьников среднего звена;
  • модель адаптации пятиклассников к обучению на основном уровне

Ожидаемые результаты для обучающихся:

  • позитивная социальная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали);
  • разработанные обучающимися 5 «а» класса проекты   «Как самостоятельно организовать вечер отдыха». Продукт – самостоятельно разработанный сценарий вечера. «Вместе по школьным тропинкам». Продукт – «Навигатор-путеводитель по средней школе» «Читаем расписание». Продукт – памятка «Как самостоятельно «прочитать расписание». «Мы – дежурные по школе».  Продукт -  памятка дежурного по школе.
  • умение самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект;
  • умение целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • умение осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта.
  • волонтерские качества

Критерий эффективности  проекта:

Название критерия

0  балл

2 балла

3 балла

1

Рост  количества учащихся, желающих заниматься проектной деятельностью.

Нет желающих

До 2-х чел.

до 5 чел.и более

2

Создание  индивидуальных социальных проектов

Не смогли

у 50%

от 80 -100%

3

Успешная защита проектов на НПК различного уровней.

Участники

Призеры

Победители

4

Увеличение желающих, заниматься проектной деятельностью, на следующий год

Нет желающих.

до 3 чел

до 5 чел. и более.

5

Адаптационная диагностика (положительные результаты)-

Нет положительных результатов

До 50% положительных результатов

до 100% положительных результатов

8. Предполагаемые перспективы дальнейшего развития проекта:

  • Развитие проектной деятельности обучающихся  через  углубленное  изучение социальных проблем не только в гимназии, но и в селе.
  • Повышение уровня публичной защиты проектных работ от школьного до районного уровней.
  • Выход на местный социум (сельские поселения, районная детская библиотека, дошкольные учреждения) с предложением о создании общих социальных и педагогических проектов.
  • Участие обучающихся в дальнейшем волонтерском движении.
  • Вовлечение подопечных в волонтёрскую деятельность.