Использование мнемотехники для заучивания стихотворений на уроках литературы как один из путей преодоления проблемы «клипового мышления» обучаемых в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мнемотехника, 1-4 классы, клиповое мышление


В современном мире появилась серьезная проблема – клиповое мышление. Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. [2] Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины. Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

С появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам. [1]

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

Поэтому современные родители и педагоги озабочены тем, как увеличить объем памяти у обучающихся, как научить их не только запоминать большой объем информации, но и воспроизвести в нужный момент. В связи с этим, появилась огромная  потребность в дополнительных занятиях, которые помогают улучшить слуховую и зрительную память, научить целостно воспринимать информацию: скорочтение, ментальная арифметика, майнд-фитнес, эйдетика, мнемотехника и т.д. [4]  Это значит, что современному педагогу необходимо овладеть этими современными методами, для того, чтобы помочь детям улучшить память и тем самым, повысить качество усвоения учебного материала.

На сегодняшний день современным детям сложно связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Ученики часто жалуются, что им сложно запоминать материал, в том числе выучить стихотворение.  Одним из самых нелюбимых домашних заданий для школьников является заучивание стихотворений наизусть. Но, безусловно, именно данный вид работы имеет для ребенка наибольшую пользу. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихотворений способствует развитию памяти!

Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». [3] Поэтические образы стихотворений открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Заучивание стихотворений – один из испытанных приемов развития речи. И передо мной, как перед учителем, возникла задача: как сделать процесс запоминания стихотворения лёгким и эффективным. Решение этой задачи я нашла в применении мнемотехники на уроках литературы.

Использование на уроках литературного чтения приемов мнемотехники позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы  несут не только различную информацию, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического и образного мышления, тренируют внимание.

Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика, ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объемы труднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение стихотворения педагогом.
  2. Чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.
  3. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, помогающие ученику уяснить основную мысль.
  4. Объяснение смысла малознакомых и непонятных слов (если есть).
  5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения педагогом, повторение учеником с опорой на мнемотаблицу.
  6. Рассказывание учеником стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Рассказывание учеником стихотворения без опоры на мнемотаблицу.

Рассмотрим пример:

«Зимний вечер» А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Это всего лишь один пример того, как я использовала мнемотехнику на уроке. В результате использования данной техники, у детей значительно вырос интерес к заучиванию стихотворений на уроках. И даже появился соревновательный момент: кто быстрее выучит стихотворение, и кто интереснее составит мнемотаблицу. Исходя из своей практики, могу утверждать, что мнемотехника является очень эффективным инструментом для решения такой  проблемы, как мнемотехника.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. – М., 2014.
  2. Целоусова Е.В. Мнемотехника – один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету.
  3. Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко. «Развиваем речь, тренируем память».
  4. Рыбникова А.В. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: мнемотехника, эйдотехника. – М, 1996.