Моделирование кейс-заданий по информатике (из опыты работы)

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: кейс-задания


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (470 МБ)


Сегодня современный урок уже трудно представить без применения активных форм и методов обучения, побуждающих учащихся к активной мыслительной и практической деятельности.

Среди таких методов особого внимания заслуживает кейс-метод или метод конкретных ситуаций, позволяющий совместными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение, что ценно в  условиях информационного общества.

В сложившихся реалиях урок направлен не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях.

В качестве примера служит урок информатики по теме «Измерение информации» (10 класс). Он относится к такому разделу программы, как «Информация и информационные процессы», и является третьим в изучении этого раздела. Это позволило выбрать нестандартную форму проведения  урока в виде деловой игры «В экспедиции за Полярным кругом».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на сегодняшний день Арктическая зона нашей страны представляет повышенный интерес у населения. А проблемы  выявления, сохранения культурных ценностей коренного народа приобретают особую значимость для ее хозяйственного освоения.

Информационным ресурсом урока являются авторские иллюстративные кейс-задания на определение количества информации, смоделированные из реальной жизни коренного народа Кольского полуострова, саамов (приложение 1).

Примером служит задача, иллюстрирующая их жилища.

«Мы — оленный народ», — говорит саамский ребенок.

Олени для саама это все: транспорт, валюта, одежда, еда. На зиму лопари останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье.

Жилищем саамов служил шалаш из жердей, крытый летом из мешковины, а зимой — из оленьих шкур — кувакса или чум. Чум являлся большим шалашом, способным вмещать в себя две-три семьи, а маленьким являлся кувакса. Внутри жилища было тепло и уютно, так как в его сердце всегда горел огонь.

Около лопарского жилья непременно есть небольшая клетушка, род амбара, в котором саам хранит главное свое богатство, а именно: шкуры убитых им пушных зверей и рыбу. Клетушки эти строят на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться ни лисица, ни волк.

Известно, что в двух клетушках из четырех хранятся шкуры убитых пушных зверей и рыба. Сколько битов нужно, чтобы закодировать информацию о расположении этого богатства?"

О верованиях саамов повествует задача, составленная из рассказов жителя деревни "Самь-Сыйт", потомственного оленевода, Виталия Круть.

«Земля — живое существо», — говорили саамы. — Деревья и травы — ее волосы. Зеленый дерн, тундровые мхи — ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить...». Саамы всегда жили в гармонии с природой.

В мировоззрении людей-оленей появились многочисленные духи, которым они поклонялись, приносили жертвы своим предкам, просили их об удаче на промысле, благословения. Совершали обряды у священных камней–сейдов там, где сконцентрирована сила природы.

Вблизи своих жилищ, в уединенных живописных уголках, саамы устанавливали фигуры из дерева – языческие идолы здоровья, судьбы, удачи и др. Каждый из них обладает особыми способностями. Сообщение о том, что в деревне установлены четыре идола стихии (огонь, вода, воздух, земля), несет 12 бит информации. Определите, сколько всего идолов в саамской деревне?

Культура народа, своеобразие отражаются и в их языке.

Оаррэй ча̄дзь элля никуэссь чӣллк. («Стоячая вода не бывает прозрачной»).

Та̄лльва ва̄ррь альхэсьтэ - поаканнт. («Зимой лес посинел, это к оттепели»).

Пырр ро̄дэсьт я̄лл гӯ, нюррк пӯййтэсьт. («Среди родни, как утка в жиру»).

Какое количество информации несут данные сообщения, если саамский алфавит содержит 43 буквы? и др.

Подход к полученной в ходе урока информации как к мере уменьшения неопределенности знания позволил количественно ее измерить, что, безусловно, сказалось на развитии познавательного интереса у учащихся к изучению информатики и ее методов.

Межпредметная же связь с такой дисциплиной, как «Регионоведение» способствует осмыслению молодым поколением, проживающим на территории стратегического значения, знаний и опыта ее коренного народа, а также появлению у студентов повышенного интереса к своей малой Родине, мотивации начать трудовую биографию с Арктики.

Урок и его технологическая карта представлены ниже.

План проведения урока

Дисциплина: информатика.

Тема урока: «Информация и ее измерение».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений.

Вид урока: деловая игра «В экспедиции за Полярным кругом».

Цели:

  • обобщить и применить для решения ситуативных задач знания о способах нахождения количества информации; научиться качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи;
  • развивать логическое мышление обучающихся, внимание, память, навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать интерес к предмету, к родному краю, мотивировать молодежь средствами метапредметности информатики оставаться жить и работать на благо своей малой Родины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Личностные результаты: 

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
  • умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность;
  • умение анализировать результаты своей деятельности и принимать решение.
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого;
  • умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Необходимое оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор.
  • Локальная сеть.
  • Автоматизированные рабочие места учителя и обучающихся.

Необходимое программное обеспечение:

  • Пакет прикладных программ MS Office

Список дополнительных источников:

  1. Колдаев В.Д., Павлова Е.Ю. Сборник задач и упражнений по информатике: учебное пособие / Под ред. Л.Г.Гагариной - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.

Список интернет-ресурсов:

  1. Ловозерье. Ловозерский район Мурманской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lovozerie.ru/
  2. Мурманский областной краеведческий музей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mokm51.ru/

Технологическая карта урока

Приложение