Великая Отечественная война и цена Победы во Второй мировой войне

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Эпиграф к уроку:

Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое,
обречён пережить его вновь.

Джордж Сантаме,
американский философ

Цель:

  • закрепление представлений о значении Великой Отечественной войны в мировой истории и влиянии событий Второй мировой войны на дальнейший ход истории человечества, обобщение знаний об основных периодах и датах крупнейших сражений Великой Отечественной войны;
  • выделение существующих проблем Второй мировой войны, многие из которых продолжают сохраняться восемьдесят лет спустя после её окончания, повышение исторической грамотности, патриотическое воспитание молодежи.

Формируемые УУД:

  • метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролик, Хрестоматия по истории России для работы в группах (учебн. пособие/ авт.- сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Проспект, 2010), карта, лист ватмана, классная доска с написанными на ней темой урока и эпиграфом к уроку.

Форма урока: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов войны по группам.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и применения полученных знаний

Педагогические методы и приёмы:

  • моделирование ситуации,
  • работа в группах,
  • методика учебного сотрудничества,
  • практикум,
  • кейс-метод.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Вторая мировая война стала определяющим событием в истории Европы ХХ века. Каждый год выпускаются сборники, монографии, журналы, посвященные теме послевоенной истории СССР, Германии и Европы в целом. Некоторые издания выходят одновременно на русском, немецком и английском языках. После окончания войны во многих журналах и книгах публиковались статьи об отдельных операциях и других вопросах ВМВ. К середине 50-х годов появились труды по истории и итогам Второй мировой войны. Несколько позже в военных журналах СССР («Военная мысль», «Морской сборник», «Военный зарубежник») начали печататься переводы статей английских и американских авторов, касающиеся отдельных вопросов ВМВ. Обобщающие же американские и английские труды нашим читателям были неизвестны.

Политика управления памятью о Второй мировой войне в той или иной форме осуществлялась во всех без исключения 141 странах, принимавших в ней участие. Она выражалась в героизации действий своих правительств и граждан, например, в США и Англии преувеличивался их вклад в разгром фашизма, гораздо большее внимание уделялось действиям в Северной Африке и на Тихом океане, чем противостоянию на Восточном фронте.

Во Франции и Италии долгое время господствовали представления о том, что большинство жителей этих стран участвовало в движении сопротивления.

В Германии получила распространение версия о «невинности» вермахта в репрессиях на оккупированной территории, существенное значение придавалось варварским бомбардировкам немецких городов, но не трагедии советских военнопленных.

Если изучение альтернатив давней российской истории воспринимается в мире более-менее спокойно, то недавнее прошлое XX столетие вызывает многочисленные споры. И одно из центральных мест, несомненно, занимает II Мировая война.
Изучая II Мировую, Великую Отечественную войну в 10-11 классах сегодня вы сами уже готовы поставить, задать волнующие вас проблемные вопросы и выразить своё мнение.

Задание: просмотр видеоролика, обсуждение и обозначение проблемных вопросов.

Проблемные вопросы (формулируются учениками и записываются на доске):

- Место Великой Отечественной войны в ходе Второй мировой войны;

- Потери во Второй мировой войне

- Кто победил во II Мировой войне?

Переход к обсуждению

Учитель: У нас сегодня 3 основных проблемы, 3 основных вопроса. Первые два вопроса мы попробуем выяснить, работая в группах. Используя уже имеющиеся у вас знания и дополнительные материалы, подготовьте выступление по заданной теме.

Ученики делятся на две группы и получают задания. Группе, представляющей проблему, даётся 10 минут на её представление. Ваша задача заключается в доказательстве, что проблема существует, имеет право быть и выразить своё личное мнение к данной проблеме.

1-я группа готовит выступление на тему «Место Великой Отечественной войны в ходе Второй мировой войны»: готовит информационный материал на листе ватмана в виде таблицы с соответствующими графами. (см. ниже).

Страны-участницы

Этапы и даты

Ключевые события в мире

Участие СССР

Германия, Италия, Япония, Болгария составляли блок нацистских государств
В противовес встала антигитлеровская коалиция: СССР, Англия, США

Первый этап: 01.09.1939г — 21.06.1941 г.

Начало второй мировой войны. «Странная война» на западе. Разгром Франции и оккупация ряда стран Германией. Англо-германское противоборство.

Раздел Польши с Германией. Советско-финская война. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины

Второй этап: 22.06.1941 – 18.11.1942

Нападение Германии и союзников на СССР. Нападение Японии на США и захват Японией ряда территорий. Выступление англо-американских войск против германских в северной Африке.

Отражение агрессии Германии. Московская битва. Оборонительный этап Сталинградской битвы

Третий этап:
19-20.11.1942-конец 1943 г.

Переход инициативы в войне с Японией к США. Высадка англо-американских войск в Италии, падение режима Муссолини.

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, Курском, Орлом и на Украине.

Четвертый этап: начало 1944 г. – 9.05.1945 г.

Высадка союзников во Франции. Освобождение Франции и других стран. Освобождение территорий, оккупированных Японией.

Освобождение всей территории СССР и ряда европейских стран. Берлинская операция.

Пятый этап: 10.05.1945 г.- 02.09.1945 г.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Оккупация Японии американскими войсками.

Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии.

2-я группа готовит выступление на тему «Потери во Второй мировой войне» с презентацией (опережающее задание). (Приложение)

Примерное содержание презентации и выступления:

Слайд 1. В 1945 году окончилась самая «кровавая» война 20 века, повлекшая ужасные разрушения и унесшая миллионы жизней. Из нашей статьи можно узнать, какие потери понесли страны-участники Второй мировой.

Общие потери

В самый глобальный военный конфликт 20 века были вовлечены 62 страны, в 40 из которых непосредственно велись военные действия. Их потери во Второй мировой войне в первую очередь исчисляются жертвами среди военных и мирного населения, которые составили около 70 млн.

Существенными были финансовые потери (цена утраченного имущества) всех сторон конфликта: около 2 600 млрд долларов. 60 % своего дохода страны потратили на обеспечение армии и ведение военных действий. Общая сумма расходов достигла 4 трлн долларов.

Слайд 2. Вторая мировая привела к огромным разрушениям (около 10 тыс. крупных городов и населенных пунктов). Только в СССР от бомбардировок пострадали более 1700 городов, 70 тыс. деревень, 32 тыс. предприятий. Противниками было уничтожено около 96 тыс. советских танков и самоходных артиллерийских установок, 37 тыс. единиц бронетехники.
Исторические факты показывают, что именно СССР из всех участников антигитлеровской коалиции понес самые серьезные потери. Чтобы уточнить число погибших предпринимались особые меры. В 1959 была проведена перепись населения (первая после войны). Тогда прозвучала цифра 20 млн жертв. На сегодняшний день известны другие конкретизированные данные (26,6 млн), озвученные государственной комиссией в 2011 году. Они совпали с цифрами оглашенными в 1990. Большую часть погибших составили мирные граждане.

Человеческие жертвы

Слайд 3. К сожалению, точное количество жертв не известно до сих пор. Объективные причины (нехватка официальной документации) усложняют подсчет, поэтому многие продолжают числиться как пропавшие без вести.

Прежде чем говорить о погибших, укажем число человек, призванных на службу государствами, участие которых в войне было ключевым, и пострадавших в ходе боевых действий:

  • Германия: 17 893 200 солдат, из них: 5 435 000 раненых, 4 100 000 побывали в плену;
  • Япония: 9 058 811: 3 600 000: 1 644 614;
  • Италия: 3 100 000: 350 тыс.: 620 тыс.;
  • СССР: 34 476 700: 15 685 593: около 5 млн;
  • Великобритания: 5 896 000: 280 тыс.: 192 тыс.;
  • США: 16 112 566: 671 846: 130 201;
  • Китай: 17 250 521: 7 млн: 750 тыс.;
  • Франция: 6 млн: 280 тыс.: 2 673 000

Слайд 4. Для удобства приведем таблицу потерь стран во Второй мировой войне. Число погибших в ней указано с учетом всех причин смерти приблизительно (средние показатели между минимальными и максимальными):

Слайд 5. Организация Объединенных Наций официально определила дни памяти жертв Второй мировой войны: 8 и 9 мая. Резолюция (59/26) рекомендует чтить погибших в какой-то из этих дней (можно в оба).

Выводы

Слово учителя: Что мы узнали?

Ученики: Ознакомившись с данными, мы вспомнили ключевые события Второй мировой войны в параллели с решающими сражениями Великой Отечественной войны и можем сделать вывод, что Великая Отечественная война является важнейшей составной частью Второй мировой войны.

Также мы узнали, какие убытки понесли страны-участники, сколько человек погибло во Второй мировой войне. Выяснили, что самыми ужасными оказались последствия для стран Советского Союза.

Учитель: а теперь давайте подумаем и попробуем ответить на третий проблемный вопрос нашего урока: Кто победил во II Мировой войне?

Ответы детей.

Учитель: В заключение нашего урока хочется отметить следующее:

Кто победил во Второй мировой войне? Даже задаваться таким вопросом несколько странно - очевидный факт, что победили все люди доброй воли, взявшие в руки оружие, чтобы уничтожить фашизм.

Но вот когда одна из сторон решает приписать Победу в Великой войне только себе, и если этой стороной является именно американская, то здесь нужно отвечать, что Победу одержал советский народ, заплатив за неё своей кровью.

Вывод:

Учитель: Скоро наша страна встретит 75-ю годовщину Победы в ВОВ и наша задача донести историческую правду до следующего поколения, когда уже не будет очевидцев войны, ветеранов. Мы должны помнить и знать, какого сильного и жестокого врага одолела наша страна. (Мы никого не обвиняем и не защищаем.)

И закончить мне хотелось бы наш урок высказыванием Джорджа Сантаме, американского философа: «Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое, обречён пережить его вновь».

Рефлексия

Продолжить следующие предложения:

  • Я узнал на уроке.......
  • Меня удивило, что.......
  • Мне кажется.......

Завершение работы «круглого стола».

Подведение итогов, выставление оценок.