Монастырь

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, православный монах


Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры». 4-5 классы.

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
  • изучить монашеские одежды
  • воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
  • развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

- Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом? (подготовить небольшое сообщение о таинствах церкви)

(Дети зачитывают свои сообщения)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

–  Попробуйте  дать определение слову «монастырь».

Дети  высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.

Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один.  Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян (не являющийся священником или монахом) была возможность получить духовные советы.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, ВалдайскийИверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская  Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.

А возглавляет монастырь  правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  • исполнение заповедей Господних;
  • нестяжание (добровольная нищета)
  • безбрачие (отказ от семейной жизни)
  • послушание (отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику)

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)

Дети отвечают.

- В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

- Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат  с изображением креста.

Пояс - является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые  обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

(см. карточку по теме)

4. Занятия монахов.

- Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3–4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря.

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.  Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

  • Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
  • Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
  • Носить шорты на территории монастыря.
  • Лицам женского пола находиться без головного убора.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах  Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Вот оно:

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

- Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)

– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)
– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать - значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

- Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

Старец спросил:

- Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

- Нет.

- Бесчестие – как похвала?

- Нет.

- Враги – как друзья?

- Нет.

- Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов.

- Скажите, о чем притча?

- Какое послушание нес человек?

- С каким вопросом он пришел к старцу?

- Как старец решил проверить послушника?

- Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А  сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

- Что вы узнали об этом святом?

- Как он стал монахом?

- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Дети высказывают свое мнение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете, легко ли быть монахом?

– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

Закончите предложение:

1. Люди уходят в монастырь, когда:

1)  у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является:

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

8. Домашнее задание.

– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.

  • прочитать стр. 80-83, ответить на вопросы стр. 83;
  • повторить информацию по карточке «Монастырь» (детям выдается карточка);
  • подготовить сообщение о любом монастыре (по желанию).

– До свидания, спасибо за работу!

III. Литература

  1. Учебник А.В.Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4–5 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Стихотворение И.С.Никитина «Монастырь».
  3. Стихотворение П.А.Груздева «Горе будет тебе, нерадивый монах».