Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: физическая культура, внеурочная деятельность, компетентностный подход


Введение

В последнее время произошел качественный скачок в развитии новых технологий,  резко возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача   сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Цель современного учителя физической культуры не только развивать физические способности своих учеников, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления  тела физическими упражнениями.

Компетенции - это знания, умения, опыт в области физической культуры. Поэтому учитель должен все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.

Компетентностный подход (В.А.Болотов) - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.

На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции:

Ключевые компетенции:

Социальная компетенция (спортивные игры как средство развития социальной компетенции):

  • сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.

Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:

  • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;
  • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
  • Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
  • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;
  • Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;
  • Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;
  • Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.

Познавательная компетенция:

  • учебные достижения;
  • интеллектуальные задания;
  • умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетенция:

  • развитие индивидуальных способностей и талантов;
  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • способность к рефлексии;
  • динамичность знаний.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

Самообразовательная компетенция:

  • способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
  • ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
  • гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
  • постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития

  • особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;
  • особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;
  • выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).

Компетентное отношение к собственному здоровью:

  • соматическое здоровье;
  • клиническое здоровье;
  • физическое здоровье;
  • уровень валеологических знаний.

Предметные компетенции:

Оздоровительно-адаптивная компетенция

  • особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;
  • факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.
  • выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);
  • выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Двигательно-прикладная компетенция 

  • овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):
  • выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);
  • выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);
  • выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Спортивно-рекреативная компетенция связана с формированием физкультурно-спортивного стиля жизни и физкультурно-спортивных компетенций подрастающего поколения. Ее сущность заключается в опосредованном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно-спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности.

Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:

  • Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.
  • Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.
  • Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).
  • Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность.

Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать  учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека.

Приложение

  • Внедрение данной программы по формированию компетенций в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:
  • способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  • умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
  • умение уживаться с другими;
  • готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
  • умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Выпускник школы должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся независимо от того, какую профессию он изберет. Эти способности и называются ключевыми компетенциями. Это коммуникативная компетентность (общение) и компетентность в решении проблем (человек способен понять причины проблемы, предложить и воплотить идею решения). Ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетенции в любом виде деятельности.

Список литературы

  1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С.3-11;
  2. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.
  3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  4.  Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.
  7. Каникин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж., ВГУ, 2000.
  8. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – с. 337.
  9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". -  2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.