Конспект урока по математике во 2-м классе "Составление краткой записи условия задачи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Планета Знаний», краткая запись условия задачи


Учебник: «Математика»: 2 класс: учебник в 2-х частях / М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова – М.: Дрофа; Астрель, 2018 – (Российский учебник: Планета знаний).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: способствовать развитию умения составлять краткую запись к задаче, выбирать краткую запись к данной задаче.

Задачи:

Предметные:

  • Составлять краткую запись к задаче
  • Решать текстовые задачи в одно / два действия на сложение и вычитание

Метапредметные:

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.

Личностные:

  • Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради в клетку, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.
- Добрый день, ребята! 
- Присаживайтесь.

Улыбаются товарищу, приветствуют учителя.
Садятся.
Эмоционально настраиваются на урок.

- Сегодня, ребята, у нас урок – открытие нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать?

- Вспомнить всё, что уже знаем.

2. Повторение ранее полученных знаний

 

- Вот и начнём урок с повторения изученного.
Но прежде проведем гимнастику для ума.
Задание 1. Какое число состоит из:
8 ед. =
5 дес. =
4 дес. 3 ед. =
6 дес. 9 ед. =
9 дес. 5 ед. =

Задание 1.

- 8
- 50
- 43
- 69
- 95

Задание 2. Продолжите ряд двузначных чисел, угадав правило, по которому он записан.

21, 32, 43, 54, 65, …, …, ….

Задание 2.
Отгадывают и отвечают на поставленный вопрос:
- Каждое следующее число увеличивается на 11. Значит, следующие числа 76, 87, 98.
Задание 3. Выполните сравнение, не считая.
9 + 8 … 8 + 9
9 + 9 … 9 + 8
9 + 6 … 5 + 9
4 + 9 … 9 + 5
Задание 3.
Высказывают свое мнение.
- В первом выражении знак =, так как от перестановки мест слагаемых сумма не изменится.
- Во втором выражении знак >, так как слева увеличилось одно слагаемое на 1, то и значение суммы увеличилось на 1.
- В третьем выражении знак >, так как слева увеличилось одно слагаемое на 1, то и значение суммы увеличилось на 1.
- В четвертом выражении знак <, так как слева уменьшилось одно слагаемое на 1, то и значение суммы уменьшилось на 1.

Задание 4. Расшифруйте имя самой строгой учительницы.

В

11 – 7 =

А

16 – 8 =

А

12 – 9 =

Н

6 – 5 =

Ь

12 – 6 =

И

14 – 7 =

М

11 – 9 =

Л

13 – 8 =

 

2

8

5

6

4

7

1

3

 

 

 

         

- Посмотрите внимательно на 2 таблички. У каждой буквы есть свой номер, чтобы узнать какой номер у каждой буквы, нам нужно правильно решить примеры. Чтобы узнать имя, мы должны наши буквы перенести в табличку ниже. В нужный номер записать нужную букву.
- Решаем по строчкам. Ответ показываем на математических «веерах». Кто показал ответ первым правильно, выходит к доске и переносит букву в нужную ячейку.

- Буква В ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква А ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква А ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква Н ответ? (ответ появляется на слайде)
- Мягкий знак ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква И ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква М ответ? (ответ появляется на слайде)
- Буква Л ответ? (ответ появляется на слайде)
- Ребята, какой ответ у нас получился?

Задание 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают примеры.
Показывают ответы на математических «веерах». Кто показал ответ первым правильно, выходит к доске и переносит букву в нужную ячейку.
Скрытая физ.пауза (выход к доске)
- 4 (Ребенок переносит букву В под 4)
- 8 (Ребенок переносит букву А под 8)
- 3 (Ребенок переносит букву А под 3)
- 1 (Ребенок переносит букву Н под 1)
- 6 (Ребенок переносит Ь под 6)
- 7 (Ребенок переносит букву И под 7)
- 2 (Ребенок переносит букву М под 2)
- 5 (Ребенок переносит букву Л под 5)
- МАЛЬВИНА

Задание 5. Реши задачу:

У Оли 3 конфеты, у Кати 4 конфеты, у Дениса 6 конфет, у Никиты 8 конфет.
У кого больше конфет: у девочек или у мальчиков?
- Обсудите этот вопрос с соседом по парте.

Задание 5. Работают в парах, отвечают на поставленный вопрос.

3. Актуализация ранее полученных знаний, усвоение новых знаний

Прочитайте, о чем недавно разговаривали Маша и Миша.
«Как тебе удается так быстро решать задачи?» - спросил Миша у сестры.
«Я делаю краткую запись. Она помогает помнить условие и требование задачи, а также находить её решение», - пояснила Маша.
- Ребята, как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока?
- Правильно, сегодня мы будем решать задачи, и учиться записывать краткое условие.

 

Составление краткой записи.

 

 

- Давайте с Вами вспомним, из каких компонентов, частей состоит задача - Условие, вопрос, решение, ответ.
4. Формирование умений - Открываем тетради. Отступаем от последнего написанного вами слова 4 клетки вниз, в пятой, посередине, записываем число, классная работа.
Открываем учебник на стр.62.
Прочитайте текст (стихотворение) в номере 1.
№1 (из учебника)
На полянке три поганки,
Восемь белых у дубов,
На опушке три волнушки.
Сколько же всего грибов?
 

- Можно ли его назвать задачей?
- Назовем главные слова в задаче. Что известно?
(Составление краткого условия задачи)

- Что нам нужно узнать?
- Как мы это узнаем?
- Составьте решение
(Запись решения задачи)
- А какой запишем ответ?
- Переписываем задачу к себе в тетрадь.

- Да
- Поганки – 3 гр.
Белые – 8 гр.
Волнушки – 3 гр.
- Сколько всего грибов.
- Сложим все известные нам грибы.
- 8+3+3=14 (г.)

- Ответ: 14 грибов всего.

 

- Решаем задачу №2.

№2 (из учебника)
В вазе стояли 4 красные розы и 7 белых. Вечером 5 роз завяли и их выбросили. Сколько цветов осталось в вазе?
- Назовем главные слова в задаче. Что известно?
(Составление краткого условия задачи)

 

- Красные – 4 р.
Белые – 7 р.
Завяли – 5 р.
- Сколько роз осталось в вазе.

- Что нам нужно узнать?
- Правильно. С чего начнем решать задачу?

 

- Дальше что мы будем делать?

 

- Правильно. Какой ответ мы запишем?

- А теперь, давайте поработаем над заданием №5. Вам нужно помочь Васе сосчитать ворон. Подставляйте по очереди вместо квадратика предыдущий результат.
Работаем по цепочке, начиная с меня, Ульяна продолжает.
Пример проговариваем.

- Молодцы! Справились с заданием.

- Узнаем сколько всего цветов было в вазе
4+7=11 (р.) – было в вазе.

- Из общего количество отнимем сколько роз завяло
11-5=6 (р.) – осталось.
Ответ: 11 роз осталось в вазе.

 

Задача №6 (из учебника).
- Читаю задачу. В пруду плавали 14 птиц – лебеди и утки. Потом 3 утки и 2 лебедя улетели. Сколько птиц осталось в пруду?
- О ком эта задача?
- Что обозначает число 14?
- Что обозначают числа 3 и 2?

 

- Каков вопрос задачи?

 

 

- О птицах.
- Сколько всего птиц плавало в пруду.
- 3 – это утки, 2 – это лебеди. Сколько всего птиц улетело.
- Сколько птиц осталось в пруду?

 

- Обратите внимание на предложенную краткую запись
Лебеди:           Плавали:
Утки:              Улетели:
Осталось: ?     Осталось: ?
- Какая краткая запись подходит к условию задачи?
- Давайте попробуем дополнить задачу числовыми данными.

- Решите задачу самостоятельно.
- Проверьте Вашу задачу.

 

- Вторая.
- Плавали – 14 пт.
Улетели 3 пт. и 2 пт.
Осталось - ? пт.

5. Итог урока

- Сумели ли вы справиться с задачами урока?
- Поднимите руки, у кого решение задач с составлением краткой записи вызвало затруднения.
- Поднимите руки, кто справился со всеми задачами.
- Помогает ли краткая запись решать задачу?
- Всем спасибо за урок. Молодцы!
- Записываем домашнее задание.

Отвечают на вопрос.
Поднимают руки.

 

Отвечают на вопрос.