Музыкальные композиции как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация, коммуникативная компетенция


Согласно ФГОС 2 поколения одной из основных задач обучения иностранному языку в начальной школе становится приобретение начальных навыков общения в устной и письменной речи. В основной школе на первое место выходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция нами понимается как готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми.

Формировать и совершенствовать коммуникативную компетенцию следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

  • речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  • умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;
  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;
  • компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Использование песенного материала на уроках английского языка позволяет успешно формировать коммуникативную компетенцию во всей ее целостности.

На начальном этапе изучения языка активно используются так называемые chants для закрепления произносительных навыков, музыкальные композиции на основе изученной лексики, позволяющие закрепить материал в его лексико-грамматическом единстве, а также физкультминутки, в которых можно сочетать двигательную активность и формирование речевой компетенции.

Например, при работе над правилам чтения в УМК Family and Friends предлагается использовать рифмовки, которые имеют четкий ритм, легко запоминаются и сопровождаются иллюстрациями. Например, для работы с сочетанием ar авторы УМК предлагают использовать следующую рифмовку:

We’re in the car
After playing in the park.
I’ve got an orange scarf,
I’ve got a toy shark.

Эффект использования музыкальной композиции увеличивается при использовании наглядных иллюстраций. Таким образом, облегчается запоминание рифмовки и в дальнейшем учащиеся смогут ее воспроизвести с опорой только на картинку, что способствует формированию навыков в устной речи.

При изучении темы «Мой день» на обобщающем уроке можно использовать соответствующую музыкальную композицию, которая содержит уже изученные лексические и грамматические конструкции. Например, в УМК Family and Friends-3 предлагается следующий вариант:

My day

I get up early every day,
I have a shower every day,
I have my breakfast every day,
I’m busy all day long.

I catch the school bus every day,
I have my lessons every day,
I see my school friends every day,
I’m busy all day long.

I do my homework every day,
Then I go outside and play,
I’m very busy every day,
I’m busy all day long.

Композиция содержит основную лексику по теме и сопровождается иллюстрациями. Также авторы предлагают использовать технологию TPR при работе с музыкальными композициями и сопроводить лексические элементы соответствующими действиями. При этом задействуются различные механизмы запоминания и эффект занятий заметно увеличивается.

Метод TPR (Total Physical Response) находит активное применение в обучении младших школьников и позволяет решить сразу несколько задач:

  • организовать полное погружение в языковую среду;
  • задействовать всех обучающихся независимо от уровня языковой подготовки;
  • не отвлекаться на поддержание дисциплины;

В основной школе применение песенного материала позволяет поддержать мотивацию к учению, развивать произносительные навыки, умения аудирования. Как и на начальной ступени, работа проходит в несколько этапов.

Перед прослушиванием предъявляются различные виды заданий:

  • дополнить строку одним словом (вариант – заполнить пропуски в предложении);
  • внимательно прочитать заголовок и предложить свои ассоциации;
  • составить текст песни из предложенных строк;
  • презентовать содержание композиции с помощью постера, инсценировки, пересказа и других форм работы.

Во время прослушивания композиции:

  • активное слушание;
  • сопровождение текста жестами;
  • поиск лишнего слова в списке;
  • отбивание ритма;
  • корректировка ранее составленного текста согласно услышанному варианту;
  • выписать слова по определенной теме;
  • заполнить пропуски.
  • подчеркнуть ошибки.

После прослушивания учащимся можно предложить ряд заданий как творческого характера, так и связанных непосредственно с тем текстом, который они прослушали:

Творческие задания:

  • написать письмо или страницу из дневника от имени героя композиции;
  • сочинить куплет;
  • проиллюстрировать песню (особенно подходит для младших классов).

Задания по тексту:

  • перефразировать услышанное;
  • пересказ;
  • сравнение двух композиций на одну тему с точки зрения лексики;

Например, при работе с композицией «Imagine» группы the Beatles учащимся предлагается ряд слововочетаний с противоположными значениями. Задача обучающихся – объяснить разницу между выражениями и при прослушивании песни выбрать те, которые есть тексте. Композиция может предъявляться до двух раз с целью самопроверки. На заключительном этапе работы учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о проблемах, затронутых в песне. Как альтернативный вариант, можно предложить учащимся темы для сочинения-рассуждения, связанные с тематикой композиции.

Источниками песенного материала могут выступить серии учебников «Family and Friends», «New Sky», аудио и видеокурс «Genki English», а также материалы сайтов www.lingualeo.ru, www.starfall.com, www.busybeavers.com и многих других на усмотрение преподавателя. Практически каждый современный УМК содержит музыкальные композиции, которые удачно обогащают урок, делают его более занимательным и активно работают на повышение мотивации обучающихся.

Таким образом, музыкальные композиции на уроках иностранного языка помогают реализовать целый ряд задач и комплексно решить проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Список литературы

  1. Белогубец Е.Е. Физкультминутки на уроках английского языка в начальной школе / Е.Е.Белогубец // English.- 2006.- № 5.- C.13-15.
  2. Жарова А.М. Методы и приемы формирования учебно – познавательной компетенции при обучении иностранному языку младших школьников / А.М.Жарова // Иностр. яз. в шк.–2013.-№2. –С. 60-64.
  3. Sorokovikova R. Приёмы активизации лексики на начальном этапе обучения / R.Sorokovikova // English.- 2010.- № 11.- С.11-15.
  4. Wilson, J.J. How to teach listening. Pearson Education Limited, 2008.
  5. Сайт УМК Family and Friends: https://elt.oup.com/student/familyandfriends/?cc=ru&selLanguage=ru
  6. starfall.com – коллекция полезных материалов, в том числе занимательных песенок для детей.