Программа внеурочной деятельности "В мире информации"

Разделы: Организация школьной библиотеки

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: программа


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире информации» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы «Основы информационной грамотности школьника» [Текст]: программа, занятия с учащимися 5-6 классов/авт.-сост. И.Б.Горшкова, Л.Н.Захарова, Г.В.Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254с. 

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный внеурочный курс по развитию информационной культуры школьников и предназначена для реализации в 5-7 классах. Рассчитана на 3 года, из расчета 18 часов в год, 1 час в неделю. Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа представлена в общекультурном  направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения. Субъект реализации - библиотекарь.

Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.

Актуальность программы

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры учащихся. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития личности.

В рабочей программе представленного курса книга – это объект  изучения в неразрывной связи формы и содержания. Изучение исторического процесса формирования облика книги вызывает интерес к книге как продукту многовековой человеческой деятельности. Она хранит накопленный людьми опыт и является средством передачи интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, не только через содержание, но и её форму.

Понимание школьниками закономерности этого единства, характерного для книги, создаёт эмоциональный настрой, необходимый для её полноценного восприятия, возникает необходимость думать над книгой не только в процессе чтения, но и до чтения, и после того, когда книга прочитана. Таким образом, формируется осознанное умение полноценной работы с книгой.

Реализация программы способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, вооружает их приемами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, целеустремленности, коммуникабельности.

Цель программы: Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги. Социализация и развитие творческих способностей школьников во вне учебное время.

Задачи программы:

  • раскрытие роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
  • представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры;
  • формирование умений работы с книгой;
  • формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
  • развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
  • развитие творческой и познавательной активности;
  • воспитание бережного отношения к книге;

Сроки реализации программы:  Программа внеурочной деятельности «В мире информации»  рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 18 часов в год.

Формы реализации программы: Познавательная беседа, тематический час, беседа-практикум,  видео просмотр, групповая проблемная работа, поисковая работа, экскурсия, выставка-обзор, выставка работ.

Форма контроля: Интеллектуальная игра, литературная викторина, творческая работа, защита проекта.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные результаты:

  • Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные результаты:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами: общение, культура, творчество, книга, автор, содержание, художественный текст и др.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

К концу освоения данного курса обучающиеся должны:

  • знать основные этапы развития библиотек, библиотечного и книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
  • понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
  • вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись;
  • уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
  • обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
  • уметь создавать «библиотечный продукт» - дайджест, буктрейлер.

Учебно-тематический план 5 класс

Номер занятия

Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Дом, в котором живут книги

1

1

 

Раздел 1. История возникновения письменности

2-3

Древние способы передачи информации. Древние книги

2

1

1

4-5

Русская рукописная книга

2

1

1

Раздел 2. История появления библиотек

6

Библиотеки Древнего мира

1

1

 

7

Книжные собрания Древней Руси

1

1

 

8

Современные библиотеки. Библиотеки нашего города

1

 

1

9

Эрудит-шоу

1

 

1

Раздел 3. Изобретение книгопечатания

10

Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси.

1

1

 

Раздел 4. Бережное отношение к книге

11-12

Правила обращения с книгами.

2

1

1

13-14

Ремонт книг.

2

 

2

Раздел 5. Путешествие по книжному морю

15

Литературный календарь. Книги-юбиляры

1

1

 

16

Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

1

1

 

17

Путешествие в Читайград

1

 

1

Раздел 6. Итоговое занятие

18

Юный эрудит

1

 

1

ИТОГО:

18

9

9

Содержание программы

Тема: Дом, в котором живут книги (1 час).

Основные понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др.). Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал) книжный фонд, каталоги и картотеки.

Формы работы: познавательная беседа.

Раздел 1: История возникновения письменности (4 часа).

Тема: Древние способы передачи информации. Древние книги.

Древние способы передачи информации (сказители, сигналы, узелковое письмо и др.). Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента. Основные понятия: кипу, вампумы, пиктография, папирус, пергамент, манускрипт и др. Творческий процесс создания «наскальных» рисунков.

Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр, практикум.

Тема: Русская рукописная книга.

Основные понятия: буквица, вязь, заставка. Творческий процесс создания рукописной книги.

Формы работы: беседа - практикум, групповая работа, проект, выставка работ.

Раздел 2: История появления библиотек (4 часа).

Тема: Библиотеки Древнего мира.

Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашшурбанипала.  Александрийская библиотека. Монастырские, частные и публичные библиотеки.

Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.

Тема: Книжные собрания Древней Руси.

Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях.

Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.

Тема: Современные библиотеки. Библиотеки нашего города.

Многообразие современных библиотек (школьные, публичные, электронные и др.).

Формы работы: Экскурсия в ЦДБ.

Тема: Эрудит-шоу.

Закрепление пройденных тем в игровой форме.

Формы работы: интеллектуальная игра.

Раздел 3: Изобретение книгопечатания (1 час).

Тема: Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси.

Деревянная печатная форма. Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. Первопечатник Иван Федоров. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина.

Формы работы: познавательная беседа, просмотр отрывка фильма «Друкарь Иван Москвитин».

Раздел 4: Бережное отношение к книге (4 часа).

Тема: Правила обращения с книгами.

Ознакомление с правилами пользования книгой. Чего боится книга. Понятия: твердый и мягкий переплет, обложка, суперобложка, ляссе. Изготовление закладок. Суперобложка своими руками.

Формы работы: беседа, практикум, выставка работ.

Тема: Ремонт книги.

Обучение простейшему ремонту книг: обертывания книги, подклеивание разорванных страниц, склеивание книжного блока.

Формы работы: трудовой практикум, выставка работ.

Раздел 5: Путешествие по книжному морю (3 часа).

Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.

Книги – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

Детские писатели и поэты – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: Путешествие в Читайград.

Виртуальное путешествие по «литературным станциям».

Формы работы: литературная игра.

Раздел 6: Итоговое занятие (1 час).

Тема: Юный эрудит.

Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.

Формы работы: интеллектуальная игра.

Учебно-тематический план  6 класс

Номер занятия

Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Все о книге.

1-2

Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги

2

1

1

3

Искусство художественного оформления книги. Художники - иллюстраторы

1

1

 

4

Писатели и художники в одном лице

1

0,5

0,5

5

Я – художник - иллюстратор

1

 

1

6

Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей

1

1

 

7

Экслибрис для библиотеки

1

 

1

Раздел 2. Поиск информации в библиотеке

8

Библиотека - информационный центр

1

0,5

0,5

9-10

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

2

1

1

11

Справочный фонд библиотеки

1

0,5

0,5

12

Следствие ведут знатоки

1

 

1

Раздел 3. Периодические издания

13

Новости со всей планеты. Детские периодические издания

1

1

 

14

Что принес нам почтальон

1

0,5

0,5

Раздел 4. Путешествие по книжному морю

15

Литературный календарь. Книги-юбиляры

1

1

 

16

Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

1

1

 

17

Книжный город

1

 

1

Раздел 5. Итоговое занятие

35

Юный эрудит

1

 

1

ИТОГО:

18

9

9

Содержание программы

Раздел 1: Все о книге (7 часов).

Тема: Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги.

Элементы книги:переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.

Чтение титульного листа. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.

Формы работы: познавательная беседа, деловая игра.

Тема: Искусство художественного оформления книги. Художники-иллюстраторы.

Основные элементы оформления книги. Виды иллюстраций. Художники-иллюстраторы книг.

Формы работы: тематический час, видеообзор.

Тема: Писатели и художники в одном лице.

Знакомство с художниками-иллюстраторами: Е.Чарушин, В.Сутеев, Э.Сетон-Томпсон и др.

Формы работы: тематический час, просмотр мультипликационных фильмов.

Тема: Я – художник-иллюстратор.

Творческий процесс иллюстрирования произведения.

Формы работы: проект, групповая творческая работа, выставка работ.

Тема: Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей

История появления экслибриса. Его назначение. Экслибрисы А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, В.Брюсова и др.

Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр.

Тема: Экслибрис для библиотеки.

Творческий процесс создания экслибриса для школьной библиотеки, для личной библиотеки.

Формы работы: проект, групповая и индивидуальная творческая работа, выставка работ.

Раздел 2: Поиск информации в библиотеке (5 часов).

Тема: Библиотека – информационный центр.

Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Поиск литературы в фонде.

Основные понятия: читатель, читательский формуляр, абонемент, читальный зал, открытый доступ.

Формы работы: тематическая беседа, поисковая работа.

Тема: Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Виды каталогов: алфавитный, систематический, электронный. Систематизация книг по отраслям знания. Полочные разделители. Электронные носители. Поисковые системы. Поиск необходимой информации.

Формы работы: тематическая беседа, библиографическая игра.

Тема: Справочный фонд библиотеки.

Энциклопедии, словари, справочники. Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях.

Формы работы: беседа-консультация, видеообзор, групповая проблемная работа.

Тема: Следствие ведут знатоки

Поиск литературы в фонде

Формы работы: библиоквест.

Раздел 3: Периодические издания (2 часа).

Тема: Новости со всей планеты . Детские периодические издания.

Газеты и журналы как печатные издания. Основные понятия: периодика, статья, заметка, журналист, редакция. Популярные детские и юношеские газеты и журналы. Электронные варианты детских журналов.

Формы работы: познавательная беседа, презентация детских периодических изданий.

Тема: Что принес нам почтальон.

Периодические издания школьной библиотеки. Поиск информации в школьной периодике. Презентация любимого журнала.

Формы работы: выставка-обзор, поисковая работа, индивидуальная творческая работа.

Раздел 4: Путешествие по книжному морю (3 часа).

Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.

Книги – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

Детские писатели и поэты – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: Книжный город.

Игровая программа по книгам писателей - юбиляров.

Формы работы: литературный аукцион.

Раздел 5: Итоговое занятие (1 час).

Тема: Юный эрудит.

Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.

Формы работы: интеллектуальная игра.

Учебно-тематический план 7 класс

Номер занятия

Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Работаем с книгой.

1

Читаем книгу

1

1

 

2

Анализируем книгу

1

0,5

0,5

3

Оформляем книгу

1

0,5

0,5

Раздел 2. Книжный ориентир

4-5

Книжная выставка

2

1

1

6-7

Книжный буклет. Книжный дайджест

2

1

1

8-10

Буктрейлер

3

1

2

Раздел 3. Путешествие по книжному морю

11

Литературный календарь. Книги-юбиляры

1

1

 

12

Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

1

1

 

13

По страницам прочитанных книг

1

 

1

Раздел 4. Реклама книги

14-18

Проект «Моя любимая книга»

5

1

4

ИТОГО:

18

8

10

Содержание программы

Раздел 1: Работаем с книгой (3 часа).

Тема: Читаем книгу.

Понятие о целях и способах чтения: досуговое и деловое чтение, выборочное и сплошное чтение.

Формы работы: тематическая беседа.

Тема: Анализируем книгу.

Анализ и оценка полученной информации. Записи о прочитанном. Основные понятия: выписка, цитата, план, тезис, конспект, отзыв на книгу.
Формы работы: беседа-практикум, групповая работа.

Тема: Оформляем книгу.

Библиографическая запись. Оформление цитат и списка литературы.

Формы работы: беседа-практикум, групповая проблемная работа, индивидуальная работа.

Раздел 2: Книжный ориентир (7 часов).

Тема: Книжная выставка.

Книжные выставки: виды и формы организации. Цель организации книжной выставки. Этапы  разработки и оформления книжной выставки. Творческий процесс оформления книжной выставки.

Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, организация выставки.

Тема: Книжный буклет. Книжный дайджест

Основные понятия: «книжный буклет», «книжный дайджест». Этапы создания. Творческий процесс создания книжного буклета, книжного дайджеста.
Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, выставка работ.

Тема: Буктрейлер.

Понятие «Буктрейлер», этапы создания. Просмотр буктрейлеров. Творческий процесс создания собственного буктрейлера.

Формы работы: тематическая беседа-консультация, видео просмотр, индивидуальная творческая работа, презентация  работ.

Раздел 3: Путешествие по книжному морю (3 часа).

Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.

Книги – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!

Детские писатели и поэты – юбиляры года.

Формы работы: обзор выставки, беседа.

Тема: По страницам прочитанных книг.

Увлекательная литературная игра.

Формы работы: литературный марафон.

Раздел 4: Реклама книги (5 часов).

Тема: Проект «Моя любимая книга»

Выбор формы представления (рекламы) книги. Творческий процесс создания проекта. Защита проекта.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проект.

Литература

  1. Абрамов, Ю.А., Демин, В.Н. Сто великих книг. – М.: Вече, 2009. – 480с. – (100 великих).
  2. Астафьева, Н.В. Звездный час: игра// Библиотека школы. – 2013. - №7. – С.35-37.
  3. Бединская, Е.А. История возникновения информационных ресурсов общества / Е.А.Бединская // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
  4. Брейн-ринг. Путешествие по энциклопедиям. 8 класс. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
  5. Встречи в школьной библиотеке: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества/ авт.-сост. Н.Г. Растегаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
  6. Выбор книг в библиотеке : [5-6 классы] Библиотечные уроки в школе Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
  7. Герасина, О.Е. Сначала Аз да Буки, а потом науки// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.7-9.
  8. Гуллер, Юрий. Я дружу с книгой// Детская энциклопедия. – 2009. - №3. – С.1-67.
  9. Дьяченко, Н.П. Рождение книги. – М.: Просвещение, 1990. – 111с.
  10. Записи о прочитанном. План чтения. Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
  11. История средних веков: школьная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 831с.
  12. Карпова, Д.С. Предметно-тематическая картотека : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 100-102
  13. Каталог, каталожная карточка. Урок с презентацией. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
  14. Конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки// Школьная библиотека. – 2004. - №2. – С.38-39.
  15. Крюкова, Н.С. История развития детской периодической печати в России// Досуг в школе. – 2008. - №2. - С.9-11.
  16. Крюкова, Н.С. Как появилось письмо// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.5-7.
  17. Кузякина, Н.Е. Любите книгу и цените библиотеку: методическое пособие для школьных библиотекарей// Библиотека в школе. – 2004. - №13. – С.4-64.
  18. Куликова, Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 83-84
  19. Магистры информационного поиска : [библиотечный урок, 7 класс] // Читаем, учимся, играем.- 1998.- № 4. - С. 31-34.
  20. Нурлыгаянова, С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 20-21.
  21. О библиотеке. О книге. Элементы книги. - Режим доступа: ПроШколу.ру: Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
  22. Пальчиевская, Е.Н. Книжная выставка и её назначение: библиотечный урок// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.29-31.
  23. Пантюхова, Т. В. Юный издатель: [библиотечный урок] / Т, В. Пантюхова// Читаем, учимся, играем. – 2008.– №10. – С. 73-75.
  24. Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников : урок для 5-8 классов. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
  25. Подкопай, Е.А., Щербак, С.И. Литература по естественным наукам: совместный урок для 5-х классов// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.32-334.
  26. Пучкова, И. М. Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
  27. Рыжов, В.А. По станицам любимых книг: викторина// Последний звонок. – 2008. - №5. – С.8-9.
  28. Самостоятельная работа с книгой : [второй вариант] Библиотечные уроки в школе. Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
  29. Словарь юного книголюба/ сост. И.Я. Линкова. – М.: Книга, 1987. – 303с.
  30. Старинная изба-читальня : урок-путешествие. // ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
  31. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия/ сост. Т.Р. Цымбалюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.
  32. Терехова, Н.Л. Книжная палата// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.17-21.
  33. Фроликова, Т. У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке. / Т.У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 28.
  34. Энциклопедия для детей. Т.5. История России: ч.1: От древних славян до конца XVII в./ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2009. – 512 с.
  35. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство: ч.1/ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2010. – 592 с.

Календарно-тематическое планирование