ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к истории, культуре, традициям, воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.
- Познавательные – отбор и структурирование необходимой информации.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Регулятивные - коррекция своих действий, моделирование материала для выступления. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(Ссылка http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062)
- Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и настроимся на работу.
- Теперь сядьте удобно, начинаем урок.
2. Актуализация знаний
- Какой раздел изучаем?
- Эпиграф урока:
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего.»
М.Горький
- Посмотрите, что стоит у доски?
Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце XIX - начале XX века, в период когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.
В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды.
В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой "Дарума", привезённой с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.
По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
3. Мотивация
- Сегодня мы с Вами создадим матрёшку "Жанры устного народного творчества."
- На мои вопросы можно отвечать только: ДА – НЕТ.
Жанры устного народного творчества - прикрепи к матрёшке (Приложение 1).
ЗАКЛИЧКИ |
ДА |
ПРИБАУТКИ |
ДА |
ПОВЕСТЬ |
НЕТ |
ПОТЕШКИ |
ДА |
РАССКАЗ |
НЕТ |
ПЕСТУШКИ |
ДА |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ |
НЕТ |
ПОГОВОРКИ |
ДА |
СЧИТАЛКИ |
ДА |
БАСНИ |
НЕТ |
СТИХИ |
НЕТ |
ЗАГАДКИ |
ДА |
СКОРОГОВОРКИ |
ДА |
НЕБЫЛИЦЫ |
ДА |
БЫЛИНЫ |
ДА |
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ |
ДА |
ПОСЛОВИЦЫ |
ДА |
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ |
ДА |
- Хором прочитайте жанры устного народного творчества.
Самостоятельная работа в паре с фронтальной проверкой
- Парами, по заданию (Приложение 2) в рабочем листе (Приложение 3) определите жанр текста и подготовьте доклад по рабочему листу.
Работа в группах 15-20 мин.
4. Включение в систему знаний и повторение
Выступление пар:
5. Физкультминутка
Народный танец "ПЕРЕПЛЯС"
(https://qmusic.me/mp3/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D1%81)
6. Рефлексия
- Увидели, что фольклор бывает словесный, музыкальный, танцевальный.
- Составьте синквейн "Фольклор".
Синквейн (Приложение 4):
- Прочитайте хором Синквейн.
- Прочитайте хором виды и жанры фольклора.
7. Домашнее задание
- Творческое задание: На листе(ах) формата А4 подготовить тексты устного народного творчества, которые знают в вашей семье, указать жанр каждого текста.