Березка – русская красавица. НОД в подготовительной группе ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание дошкольников)

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание, Россия


Цель: Создание условий для привлечения дошкольников к экологической проблеме по сохранению природы через формирования к ней бережного отношения.

Задачи:

  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
  • Воспитывать начала экологической культуры дошкольников.
  • Дать детям представление о полезных свойствах леса.
  • расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на ее использование в различных сферах деятельности
  • Активизировать внимание и память детей

Природа – это всё, что нас окружает, и не сделано руками человека. Русская природа – это частица нас. Человек любит природу своей родной земли, потому что не может жить без запаха цветущих садов, без звонкой струи ручейка, без песни соловья.

Давайте посмотрим, какая же наша страна красавица, какая природа нас окружает.

Видеоряд «Россия – родина моя»

Береза – символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза – символ России,
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей,
Величественней и белей.
Шелестом листьев березы
Шепчет Россия нам.
Весной святой родины слезы
Бегут у берез по стволам.
Береза – символ России,
Печаль в ней и радость земли.
Веками ей песни дарили, 
С поклоном к березе все шли. 

В природе всё взаимосвязано. Любовь к природе делает человека добрее. Без родной природы человек, как без друзей, одинок. Природа, как и человек, живет и меняется.

Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги.»

Сегодня проблема окружающей среды в России и во всём мире стоит особенно остро. И для того, чтобы сохранить планету для будущих потомков, необходимо каждому человеку с раннего возраста научиться охранять природу.

«Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)

Воспитатель: Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций.

1. Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете? (Нельзя засорять природу мусором)

2. Почему в лесу ходить нужно по тропинкам и дорожкам.(В траве обитает много маленьких насекомых и жуков, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того, от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения)

3. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать? (Сломанную ветку обработать глиной и забинтовать)

4. Сломать берёзу – секунда, вырастить – года. Как вы понимаете это выражение.

Игра «Экологический светофор»

Мы покажем Красный свет
Это знак «природе вред»!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!»

Воспитатель: Такая ситуация.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

* Спички, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать понравившееся ему по дороге(зеленый)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете, что надо брать в лес. чтобы не навредить природе!

Физминутка

Мы березку посадили,
Мы водой ее полили.
И березка подросла,
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила
И ребят благодарила.

Воспитатель: Красавицей русских лесов называют люди березку. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Дети говорят «Что мы знаем про березу»

Берёзы всегда бескорыстно и надёжно дружат с людьми. В глубокой древности они пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи.

***

И сейчас береза постоянный спутник человека. Она очень часто встречается в России. Растёт береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками.

***

Милая берёзка не только всесторонне духовно обогащает нас, питает человеческое сердце. Она ещё универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды.

***

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки.

***

Есть у берёзы и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской берёзы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

***

Березовый деготь используется для приготовления мыла и шампуни.

Пословицы и поговорки:

  • Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.
  • И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
  • Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

и приметы:

  • Иней на берёзах – к морозу.
  • Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
  • Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Чем полезна (ВЫВОД):

  1. Первая польза – «больным на здоровье» - это париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек.
  2. Вторая польза - это утолять жажду березовым соком.
  3. Третья польза – «от тьмы свет» - это освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами.
  4. Четвертая польза – «ремонтное дело» - значит связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки.

Видите, какое щедрое и доброе дерево береза!

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Задание «Лепесточки» (с прилагательными)

Ребята, посмотрите на березку и скажите, какая она?

Ребенок прикрепляет на макет березки листочек, при этом называет эпитет к слову береза: белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая, тонкоствольная

«Будем березку беречь, охранять,
Будем мы взрослым во всем помогать,
Реки, леса и поля сбережем,
Помним о том, что природа наш дом…»