Результаты внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина"

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является цифровизация образования. Электронное образование - это требование сегодняшнего дня.

Все профессиональные образовательные организации (ПОО) региона участвуют в проекте Министерства образования Московской области «Внедрение цифровой образовательной среды в системе среднего профессионального образования Московской области», кто-то лучше, кто-то хуже. В большинстве учебных заведений, которые уже на протяжении нескольких лет работают в этом направлении и являются опытные участники процесса внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), пришли к пониманию необходимости внедрения технологий ЭО и их преимуществ для повышения эффективности образовательного процесса по отношению к традиционному обучению.

Однако, нам еще предстоит проделать большой объем работы в области освоения электронного образовательного пространства.

На государственном уровне ЭО утвердило свое право на существование в ФЗ РФ от  29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (09.01.2014 г.) Таким образом, нормативное поле рассматривает процесс внедрения и реализации ЭО уже не в качестве эксперимента, а в качестве полноценной образовательной технологии для реализации образовательных программ и создания в учебном заведении электронной информационно-образовательной среды.

Для ПОО, которые внедряют и используют в образовательной среде технологии ЭО, оно одновременно является и системой больших потенциальных возможностей, способных повысить эффективность образовательного процесса, и сопряжено с определенными проблемами, рисками.

Возможности ЭО позволяют ПОО повысить эффективность образования за счет сетевого взаимодействия (расширения линейки образовательных услуг и доступности получения образования, концентрации ресурсов нескольких организаций и т.д.).

Это мы выяснили в процессе реализации онлайн-курсов. Онлайн-обучение в этом году наши студенты проходи по 2-м специальностям:

1) 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование» – ОП.11 Компьютерная инженерная графика на базе РЦК в области «Промышленные и инженерные технологии (специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника» ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна»);

2) 23.02.07 "Техническое обслуживание и ремонт двигателей. систем и агрегатов автомобилей" – МДК 01.02 Автомобильные эксплуатационные материалы на базе РЦК в области «Обслуживание транспорта и логистика» ГБПОУ МО «Щелковский колледж».

Для обучения педагогов, например, на курсах повышения квалификации, применение электронного обучения видится в повышении педагогической и социально-психологической эффективности образовательного процесса (удалённость, производственная необходимость, когда могу). Под педагогической и социально-психологической эффективностью мы понимаем применение технологий ЭО, основанное на принципах педагогической целесообразности и оптимальности организации учебного процесса.  Поскольку мы являемся экспериментальной площадкой ФИРО и АСОУ, то хочется отметить целостный и систематизированный подход для совершенствования системы образования педагогов и развития профессионализма педагогов в области цифровых технологий с помощью доступа к высокотехнологичным ресурсам. В чем мы все убеждались неоднократно.

Реализация внедрения ЭО

Итак, в начале реализации составленного в нашем техникуме плана по внедрению ЭОР и поставленных перед преподавателями задач информатизации образования в области реализации проектов и программ по внедрению технологий электронного обучения в систему СПО мы столкнулись с недостаточно развитым уровнем как электронной информационно-образовательной среды, так и информационной культуры преподавателей.

Под информационной культурой современного преподавателя будем понимать системную категорию, состоящую из следующих элементов – компетенций:

  • владение информационно-коммуникационными технологиями и методикой их применения в предметной области и реализации в учебно-воспитательном процессе;
  • умение «добывать» новую информацию и владеть способами её обработки и превращения в знания для студентов;
  • стремление реализовать личностный и педагогический потенциал на основе анализа своей профессиональной деятельности, креативного мышления, исследовательской направленности, т.е. необходимость обладания высоким уровнем педагогической рефлексии. И проблема заключается не только в умении применять технологии ради технологий, но и в умении использовать эти технологии с максимальной педагогической эффективностью и целесообразностью, с четким пониманием их влияния на процесс и результат обучения, развития и воспитания.

На текущий момент мы можем отметить, что наши преподаватели начали активно работать с технологиями электронного обучения, соответствующим техническим и технологическим оснащением, а также разработанным учебно-методическим материалом.

На сегодняшний день педагоги показывают хорошие результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс. По результатам 2018 года 75 % наших преподавателей используют технологии ЭО в своей работе, хотя бы частично. Элементы используются чаще всего в виде отдельных блоков, тем, модулей для решения задач и итогового тестирования.

(Педагогические условия – обучение на курсах в Академии-Медиа, АСОУ и др. за три года.

Материальное-технические – оснащение кабинетов и лабораторий ТСО).

Однако, в силу отчетливого понимания того, что электронное обучение должно нести в себе не только дидактическую, педагогическую и социально-психологическую направленность, но и иметь техническую и технологическую составляющие, не все преподаватели готовы реализовывать самостоятельные проекты по внедрению собственных курсов в систему  электронного обучения. Так же, преподаватели испытывают определенные психологические и профессиональные барьеры перед применением технологий ЭО.

А вот студенты, наоборот, обладают достаточным уровнем компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и быстро осваивают технологии электронного обучения, применяемые в системе образования.

Современных студентов можно охарактеризовать как:

  • продвинутых пользователей информационно-коммуникационных технологий (социальные сети, блоги, форумы, виртуальные библиотеки, мобильный интернет, интернет телефония и т.д.);
  • настроенных на получение практико-ориентированных знаний в новом формате (не пи- шут лекции и не читают книги в печатном варианте), так как не воспринимают информацию на вербальном уровне и понимают, что любую информацию можно найти в Интернете;
  • мобильных и активных: работают, обучаются не только в техникуме, но и посещают различные курсы, некоторые имеют семью и т.д.

В ходе экспериментальной работы нами был выявлен ряд сдерживающих факторов и объективных причин, объясняющих отсутствие признаков эффективности в процессе внедрения ЭО:

1. «Преподаватели по-прежнему предпочитают читать лекции», а студенты не готовы самостоятельно обучаться. Это выражается в том, что количество студентов, использующих вход в систему из дома, невысоко, в отличии от работы в аудитории. (низкий уровень мотивации у студентов и инертность у педагогов).

2. Отсутствие грамотно разработанного мотивационного подхода к деятельности преподавателей в среде ЭО.

Функционирование одного из подразделений методической службы направлено на выявление и решение проблем информатизации образования, решение проблемы создания условий для эффективного внедрения ЭО в систему СПО. Рассмотрев сложившуюся ситуацию в области внедрения ЭО, мы пришли к выводу, что решение поставленной проблемы мы видим в необходимости разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» электронная информационно-образовательная среда включает: электронные информационные ресурсы; электронные образовательные ресурсы; совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технические средства.

Подведем итоги

Эффективность процесса внедрения электронного обучения и создание электронной информационно-образовательной среды, как и любых инноваций в образовании, системно зависит от многих фактов: материально-технического и программного обеспечения; нормативно-правовой базы; административно-управленческих решений; мотивации и готовности студентов и преподавателей к внедряемым новшествам; уровня профессиональной компетентности преподавателей и т.д.

Существование признаков системности требует поиска оптимального сочетания перечисленных факторов и средств, которые смогут обеспечить эффективность внедрения технологий ЭО в систему непрерывного педагогического образования, и это необходимо учитывать при построении модели. В рамках разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды проделана следующая работа:

  • Разработаны электронные учебники – 5 шт.;
  • Разработаны и внедрены электронные онлайн-курсы для специальностей 09.02.06 "Сетевое и системное администрирование" и 23.02.07 "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей";
  • Разработано учебно-практическое пособие для студентов и преподавателей для работы в ЭОР «Академия медиа»;
  • Все преподаватели обучены для работы в среде ЭОР «Академия-Медиа»;
  • Сформированы четыре пилотные группы из студентов 1 курса, которые полностью проходят курс «Информатики» с применением только технологий ЭО;
  • Проводится на постоянной основе мониторинг уровня готовности к работе в электронной среде и потребности в обучении и повышении квалификации всех групп, входящих в систему СПО;
  • Подготовлены материалы для разработки стратегии развития ЭО;
  • Систематическое проведение и участие в семинарах и конференциях по направлениям, связанным с процессом информатизации системы образования.

Заключение

Для обеспечения эффективного внедрения электронного обучения в систему СПО необходимо разработать модель, учитывающую принципы педагогической целесообразности и оптимальности. Функционирование модели позволит всем элементам системы (студенты, мастера, преподаватели) постоянно поддерживать в актуальном состоянии компетентность в предметной и ИКТ области, а также компетентность в умении целесообразно использовать широкий спектр возможностей ЭО для повышения эффективности процессов преподавания и обучения, решая при этом и педагогические и предметно-профессиональные задачи.

Неверно считать, что электронное образование – это новая образовательная модель, которая пришла на смену традиционной классно-урочной системе и классическому преподаванию в аудитории у доски с мелом. И не меньшей ошибкой была бы недооценка новых технологий и подходов к обучению на основе ИКТ.