Развитие навыков русского произношения третьеклассников национальной школы

Разделы: Русский язык


Речь - понятие коммуникативное, т.к. она является основным средством коммуникации(речевого общения).

Устная речь - речь звучащая, произносимая и слышимая, т.е. рассчитанная на слуховое восприятие. Она характеризуется такими показателями, как правильность произношения звуков и звукосочетаний, ритмо-мелодический рисунок, тональность, громкость, темп, тембр, пауза, логические ударения, эмоциональная окраска.

Общеизвестен факт, что детский возраст - наиболее благоприятное время для усвоения разных языков. Поэтому начальному этапу обучения языку в школе обращается самое пристальное внимание, а проблемы формирования и развития правильного русского произношения учащихся, особенное сельских национальных школ, являются актуальными.

Имеются многочисленные трудности усвоения русского произношения учащимися национальной школы. Произносительные навыки вырабатываются в процессе длительной речевой практики, систематического выполнения специальных упражнений.

Трудности, связанные с выработкой навыкой произношения неродной речи, объясняются тем, что у ребенка до поступления в школу слух и органы речи привыкают к звукам родного языка. Он достаточно хорошо и легко воспринимает, анализирует и произносит все звуки родного языка, которые существенно отличаются от звуков русского языка. Таким образом, учащиеся национальной школы начинают усваивать звуковую систему русского языка, имея уже сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка.

Поэтому, моя проблема стоит в том, что некоторые мои учащиеся (третьеклассники) национальной школы в устной речи встречают трудности при произношении звуков русского языка.

Провела наблюдение над произношением своих учеников. В ней приняли участие семеро детей.

Ученикам были предложены одинаковые по содержаниюи сложности темы по определению уровня русского произношения.

Исследование третьеклассников осуществляется в два этапа. На первом предварительном этапе ставится задача выявления детей, страдающих трудностями русского произношения. Для этого мы провели урок с использованием сюжетных и предметных картинок, слогов, слов, предложений, стихотворений, скороговорок, диалогов и текстов, включающих звук, произношение которого исследуется, а также непосредственное изучение самих звуков.

На втором осуществляется специальное обследование детей с трудностями русского произношения в устной речи. Задачей обследования является диагностика ошибок русского произношения.

Возьмем текст «Мамина помощница». Ведь средством диагностики выступает текст.

Обследование на втором этапе проводится по следующей схеме:

1. Записываются анкетные данные учащихся.

Анкетные данные:

А) фамилия, имя.
Б) возраст.
В) школа, класс.
Г) национальность, родной язык, на каком языке общаются в семье.

2. Дается текст «Мамина помощница».

Сначала Валя полила фикус и фиалки. Затем щеткой почистила туфли и ботинки. После этого она убрала в шкаф сарафан, кофту и шарф.

Теперь можно отдохнуть. Валя включила телевизор. Она смотрит мультфильм про Золушку и добрую фею.

3. Каждый ученик читает вслух текст «Мамина помощница».

4. Учителем анализируется материал и определяются трудности при произношении учащихся.

Таблица 1

Список учащихся

Исследуемые звуки

[в]

[ж]

[з]

[ф]

[ц]

[ш]

[щ]

[э]

[й'о]

[й'у]

[й'а]

[ь]

[ъ]

1

Иванов Саша

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

2

Иванова Рая

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

3

Кычкина Маша

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

4

Попова Иванна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Свинобоева Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Титова Алена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Федотова Олеся

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Из таблицы видно: какие учащиеся имеют трудности при произношении звуков русского языка [ш],[ф],[щ],[ь].

Из этого выходят цели:

- обучение умению различать на слух звуки русской речи в четко слышимой позиции;

- правильное произношение русских звуков в отдельности и в потоке речи (произношение русских безударных гласных, озвончение, оглушение согласных), произношение трудных звуков [в],[ф],[з],[ж],[ш],[щ],[ц], отсутствующих в родном языке учащихся;

- совершенствование умения правильной постановки ударения в знакомых словах.

Задачи:

- выработать фонематический слух;

- анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка;

- разработать и апробировать комплекс упражнений по развитию навыков русского произношения третьеклассников в течение учебного года.

Для успешного обучения здесь используются такие методы:

1. Метод имитации (подражания):

- демонстрация речевого действия;

- воспроизведение через DVD плеер;

2. Наблюдение над органами речи при артикуляции звуков:

- объяснение, какое положение занимают органы речи при образовании того или иного звука;

- показ, какое положение занимают органы речи при образовании того или иного звука;

3. Словесный метод:

- чтение;

- повторение звуков, слогов, слов, предложений;

- наизусть;

- произношение звуков;

4. Наглядный метод:

- картинки;

- карточки;

- рисунки;

5. Метод звукового анализа (или фонетического разбора):

- полный;

- частичный;

6. Метод ИКТ:

- показ слайдов;

Приемы:

  1. Образцовое произношение самого учителя;
  2. Перевод с русского на родной язык, что позволяет обратить внимание на различие слов в звучании (даль - даль, уголь - уголь);
  3. Подбор слов с данным (изучаемым) звуком самими учащимися;
  4. Воспроизведение учащимися звука изолированно и в слове;
  5. Исправление произношения учащихся и новое воспроизведение ими звука вслед за учителем;
  6. Чтение специально подобранных слов и предложений с данными звуками;
  7. Разнообразные тренировочные упражнения по закреплению звука;
  8. Демонстрация фонетических таблиц;упражнения в правильном чтении слов;
  9. Ответы на вопросы с целью закрепить правильное произношение;
  10. Игра на досказывание слов с целью проверки произношения изучаемого звука;
  11. Заучивание наизустьстихотворения, скороговорок, считалок, отгадывание загадок, насыщенных трудными звуками.

Разработала комплекс упражнений примерно так на звуки [э], [в]

Дается речевой и наглядный материал по развитию произношения звука [э]

1. Работа над произношением звука [э] в слогах:

Повторение слогов:

НЕ

ДЕ

МЕ

ЗЕ

ЦЕ

СЕ

ЛЕ

БЕ

ПЕ

ЧЕ

КЕ

РЕ

ГЕ

ФЕ

ШЕ

ТЕ

ВЕ

ЖЕ

ХЕ

ЩЕ

2. Работа над произношением звука [э] в сильной и слабой позиции. Называние предметных картинок.

Примерные картинки:

белка

 сено

 

ветка

 зебра

 

звезда

 тетрадь

 кета

пенал

 линолеум

 ведро

3. Звук йотированный [й'э] произносится в начале, после гласных и после разделительного ь и ъ знака в словах.

Повторение слов:

Ели

 поеду

 козье

Енот

 приеду

 карьера

Ежи

 проеду

 съел

Ерши

 поехал

 съезд

4. Работа над произношением звуков во фразах. Учитель предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение. Например: Ели высокие, иголки острые.

Повторение скороговорок:

Эй, Денис,
Не дерись!
Эй, Денис,
За ум берись!
«Кто умнее –
Тот сильнее».
Вот такой
Теперь девиз!

5. Работа над произношением звука [э] в тексте. Чтение стихотворного текста. Например: Е – еда.

Садитесь есть!
Посмотрите,
Вилка есть.
Три зубца лишь
Уцелели,
Остальное
Дети съели.

Пересказ текста.

Например:

В лесу.

Егор и Лена ходили в лес. Там высокие ели. В лесу живут ежи. Но Егор и Лена их не видели.

Дается речевой и наглядный материал по развитию произношения звука [в]

1. Работа над произношением звука [в] в слогах

ва

вол

вна

хва

всы

во

лав

вно

хво

вси

ву

 

вны

вса

взи

вы

 

 

всо

 

ви

 

 

 

 

2. Работа над произношением звука [в] в словах. Называние предметных картинок. Предлагаются картинки, в названии которых звук произносится в твердой, мягкой позиции и при оглушении согласного в словах.

Примерные картинки:

ваза

 ведро

 кров

паровоз

 вилка

 кровь

трамвай

 человек

 улов

3. Работа над произношением звуков во фразах. Учитель предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение. Например: Девочка с велосипедом внезапно очутилась возле двора.

Повторение скороговорок:

На дворе трава,
На траве дрова.

4. Работа над произношением звука [в] в тексте. Чтение стихотворного текста. Например: Сливы.

Сливы росли высоко.
Вика встала на лавку.
Она нарвала слив.
Как вкусно!

Пересказ текста. Например: Парк.

Мама, Вова и Вика пришли в парк.

- Вот ивы, - говорит мама.

- А вот липы, - говорит Вика, - смотри, как красиво!

Эти комплексные упражнения были использованы на уроках. Сделала проверку в конце месяца октября.

Для этого взяла текст «Гроза». Ведь средством диагностики выступает текст.

Обследование проводится по следующей схеме:

1. Записываются анкетные данные учащихся.

Анкетные данные:

а) Фамилия, имя.

б) возраст.

в) школа, класс.

г) национальность, родной язык, на каком языке общаются в семье.

2. Дается текст на тему «Гроза».

Гроза надвигалась. Огромная черная с юга туча поднималась из-за леса. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья закачались. Цветочки спрятались. Первые капли дождя застучали по асфальту. Сверкнула молния. Еще грянул гром. Дождь полил ручьями.

3. Каждый читает вслух текст на тему «Гроза».

4. Учителем анализируется материал. Откуда становится видно, остались ли трудности русского произношения у учащегося или изменились в лучшую сторону.

Посмотрим таблицу 2:

Таблица 2

Список учащихся

Исследуемые звуки

[в]

[ж]

[з]

[ф]

[ц]

[ш]

[щ]

[э]

[jo]

[jу]

[ja]

ь

ъ

1.

Иванов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

2.

Иванова Рая

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

3.

Кычкина Маша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

4.

Попова Иванна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

5.

Свинобоева Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Титова Алена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Федотова Олеся

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

Проверяю произношение звуков русского языка каждый месяц до окончания учебного года и в течение 4 учебного года.

Успешность применения этой методики показывают результаты словарных и обучающих диктантов, участие школьников в конкурсе чтецов, на предметных олимпиадах, выступление с мини-докладами.