Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 1–2-х классов (в соответствии с ФГОС)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность в рамках кружка “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы. В программе  предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

II. Цель и задачи курса

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III. Особенности программы «Занимательная грамматика»

1 кл. «Путешествия по Стране Слов»

2 кл. «Секреты орфографии»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.

VI. Формы организации и виды деятельности

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, комбинированных, обобщающих, занятий-зачётов, занятий-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение орфографических заданий;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  обучающегося.

VI. Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1, 2  классов.

VI. Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. Содержание программы

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование (33 часа)

Тема занятия

Содержание занятий

К-во часов

1

В мире звуков

Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

1

2

В страну слов

Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».

1

3-4

К тайнам волшебных слов

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Парад Добрых слов.

1

6

К  сокровищам Станы Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Игры «Назови по родству», «Кто больше?».

1

7

Чудесные превращения слов

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

1

8-9

 В гости к Алфавиту

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Игра «Волшебный колодец».

2

10

К тайнам звуков и букв

Разгадывание загадок. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

1

11

Встреча с Радугой

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

1

12

В Страну Говорящих Скал

Рассказ учителя о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

1

13

В  глубь веков на Машине времени

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

1

14

В Королевстве ошибок

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня».

1

15

В Страну Слогов

Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

1

16

Неожиданная остановка в пути

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

1

17

В удивительном городе Неслове

Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

1

21-22

На карнавале слов

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

2

23

В Театре близнецов

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценка «Есть», «Конкурс загадок.

1

24

Конкурс знающих

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

1

25

Новое представление

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко».. Игра «Найди друзей».

1

26

Необычный урок

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

1

27

Следопыты развлекают гостей

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

1

28

В Клубе весёлых человечков

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Тавтология. Игра «Домино».

2

31

Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

1

32

Полёт в будущее

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

1

33

Итоговое занятие

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

1

 

Итого 33 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Буквы русского алфавита.
  • Родственные слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги.
  • Объединять слова в группы.
  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Содержание занятий

К-во часов

1

Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Заучивание песенок – «напоминалок».

1

2

Древние письмена

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

1

3

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

1

4-5

Меня зовут Фонема

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Н.Матвеева «Путаница».

2

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом».

2

9-10

«Ошибкоопасные» места

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

1

11

Тайны фонемы

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

1

12-13

Опасные согласные

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

2

14

На сцене гласные

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

1

15

«Фонемы повелевают буквами»

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов.

1

16

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

1

17-18

Правила о непроизносимых согласных

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова».

2

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

Знакомство с термином «самоинструкция». Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Игра «Найди подходящий транспорт».

2

21

Строительная работа морфем

Виды памяти. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

1

22-23

Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

2

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

Игры с приставками. Работа со стихотворением С. Есенина. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

2

26-27

Слова – «родственники»

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».

2

28-30

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

3

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов.

2

33

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

1

34

Итоговое занятие

Олимпиада

1

 Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки согласных и гласных звуков.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.

VIII. Средства, необходимые для реализации программы

  •  наличие лингвистических словарей;
  • наличие карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2015.
  2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016.
  3. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2016.
  5. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. 2017.
  6. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А.В. Москва “Просвещение”, 2017.
  7. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2017.
  8. Сборник загадок. Сост. М.Т.Карпенко. М., 2017.