Цели и задачи:
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;
- расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
- повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.
Оформление доски – название мероприятия “Да здравствует наука!”; названия наук.
Ход классного часа
Ведущий 1-й:
Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества!
Мы рады приветствовать вас! Сегодня в нашей школе праздник - День науки и творчества.
1 чтец
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
2 чтец
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
3 чтец
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
4 чтец
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке - громкое “Ура”!
Ведущий 2-й:
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.
7 июня 1999 года указом президента РФ, “следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук” был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
Ведущий 1-й: НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Ведущий 2-й: Какие понятия связаны с научной деятельностью? Прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.
5 чтец
Опять февраль на белом свете,
На школьной радостной планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поет, благоухает.
6 чтец
И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас!
Ведущий 1-й: Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, И.В.Курчатов, С.П.Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л.Капицы, российский физик, академик Ж.И.Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.
7 чтец
Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем:
Эйнштейнами мы скоро станем!
8 чтец
Компьютер, ах, компьютер!
Ты и сила, и ловкость ума.
Компьютер, ах, компьютер,
Ты сведешь поколенье с ума!
9 чтец
Понимаем мы, что трудно, очень трудно
Нам историю сейчас преподавать.
Ведь так много в ней происходило,
Что попробуй все осмыслить и понять.
10 чтец
Великий, могучий,
Правдивый, свободный,
Нам русский язык так доступен всегда.
11 чтец
Чтоб расти и закаляться,
Нужно спортом заниматься.
Закаляйся, детвора,
В добрый путь, физкульт-ура!
Ведущий 2-й: Фестиваль науки — это, прежде всего, возможность рассказать о новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – радостный, яркий, незабываемый. Мы с удовольствием приглашаем разделить с нами праздник Науки всех, кого отличает любознательность, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний.
12 чтец
Побольше чтоб из нашей школы
Шагнули дети в мир науки.
Так передадим им по реестру что ли
Побольше знаний в золотые руки.
Пронесут по жизни, словно знамя,
Полученные в школе знания,
Они применят их в дела умело,
И будем мы гордиться ими смело.
Игра «Созвездие умников»
1 тур «Вопрос–ответ»
- Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
- Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения. (хамелеон)
- Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
- Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
- Самый быстрый зверь. (гепард)
- Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове. (слон)
- Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость. (ленивец)
- Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
- Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
- Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
- Самый маленький и холодный океан. (Северный ледовитый)
- Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)
2 тур «Фразеологизмы»
- Смелый как …,
- коварная как …,
- трусливый как …,
- хитрый как …,
- злой как …,
- голодный как …,
- трудолюбивый как …,
- верный как …,
- упрямый как …,
- бестолковый как …,
- тихий как …,
- вольный как ….
3 тур Задача «Хомячок»
4 тур «Математический ребус»
Условие: Одинаковыми буквами зашифрованы одинаковые цифры, разными буквами — разные. В данной задаче используются только 6 цифр — от 0 до 5.
Вопрос: Какое число зашифровано за словом «ЛАЙ»?
Ответ: 210.
Решение
Если от числа отнять равное ему число, получим 0. Начнем решение, используя названный тезис. Л − Л = Й, значит, Й = 0.
Самая большая цифра — 5. Из условия задачи известно, что У = 4, значит Е = 5, А = 1.
За буквами Л и М зашифрованы оставшиеся цифры 2 и 3. М > Л. Соответственно, М = 3, а Л = 2.
352 − 142 = 210
5 тур «Весёлые задачи»
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
- Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
- Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
- Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
- У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
- У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
- На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
- Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
6 Тур «Деление в столбик»
Определите какие цифры спрятаны за звездочками и восстановите первоначальный вид примера на деление (до скрытия цифр звездочками).
Решение
1. Найдем число *7*.
Число *7* получается, если 2 (первую цифру частного) умножить на делитель *5.
2 × *5 = *7*
2 × 5 = 10 – на конце числа (в разряде единиц) будет 0. 1 десяток запомним.
Ищем число, на которое надо умножить 2, чтобы получилось двузначное число с цифрой 6 на конце. Подходит только 8.
Таким образом, 2 × 85 = 170.
2. Находим первый неполный делитель (первые три цифры делимого):
170 + 59 = 229
3. Далее ищем число 59*
Число 59* получается, если вторую цифру частного умножить на 85.
* × 85 = 59*
Подходит только число 8.
7 × 85 = 595
4. Записываем последнюю цифру делимого – 5.
Исходный пример: 2295 ÷ 85 = 27.
А сейчас всем учащимся зачитается напутствие:
- пытайтесь узнать и понять окружающий мир;
- учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура;
- своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет своей школы;
- овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя;
- по больше читайте, интересуйтесь, узнавайте.
13 чтец
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку!
Свершите большие дела!