Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие, НЕ с причастиями, метод кейсов, правописание причастий


Цели:

  • повторить особенности причастия как части речи;
  • повторить написание отрицательной частицы НЕ с прилагательными и глаголами, показывая условия выбора этой орфограммы в причастиях;
  • сформулировать правила написания НЕ с причастиями в ходе наблюдения над лингвистическим материалом, привлекая знания правописания НЕ с глаголами и прилагательными;
  • отработать на практике новую орфограмму.

Задачи:

Образовательные:

  • различать частицу НЕ, приставку НЕ и НЕ в составе корня;
  • применять полученные знания на практике;
  • формировать умение анализировать лингвистический материал;
  • развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • развивать умение формулировать тему урока, цели;
  • развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать вывод, оформлять связное высказывание по теме;
  • развивать умение самостоятельно добывать новые знания, привлекая к решению проблемы уже имеющиеся.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения при групповой и самостоятельной работе;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Орфографическая минутка

Не участвовал в драке, бурно негодовать, не слышатся шорохи; не широкая, а узкая река; не широкое, но длинное платье; говорить неправду, очень недобрый взгляд, далеко не высокий дом, незнакомый человек, вовсе не лёгкое задание, отнюдь не интересная книга, ученик недоумевали, путь не близок, а далёк; ничуть не весёлый разговор, нелепый разговор.

- Какое орфографическое правило мы повторить в ходе словарного диктанта?

- Вспомните, как пишется отрицательная частица НЕ с прилагательными и глаголами?

- Почему мы взяли только эти части речи?

- Что нового мы должны узнать?

3. Актуализация знаний по теме

Метод кейсов. Класс делится на группы по 4–5 человек. На выполнение задания даётся 10 минут.

Представьте, что вы являетесь членами Орфографической комиссии Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Вам поручили составить учебное пособие для школьников с правилами написания отрицательной частицы НЕ с причастиями. Вы с коллегами уже подобрали лингвистический материал для анализа. Остался последний этап — составить таблицу с правилами. Обсудите таблицу с коллегами и запишите свои выводы.

Бурно негодующий; трава не скошена; письмо не распечатано; нерешаемая задача; неубранные книги;   не встреченный мною друг; далеко не решённый вопрос; не заклеенное, а распечатанное письмо; ненавидящий ложь; дорожки не расчищены; не знающий усталости студент; вовсе не продуманное решение; недомогавший ребёнок; крайне необдуманное решение.

Учащиеся анализируют лингвистический материал, составляют таблицу с правилами написания частицы НЕ с причастиями, подбирая свои примеры и используя материалы карточки с заданием.

4. Обсуждение итогов групповой работы. Составление общей таблицы

НЕ слитно

НЕ раздельно

1.С полными причастиями, если нет зависимых слов: неубранные книги.

1. С полными причастиями, если есть зависимые есть от них слова: не встреченный мною друг.

2. С причастиями, образованными от глаголов, которые без не не употребляются: негодующий, ненавидящий.

2. С причастиями, при которых есть противопоставление: не выдуманная, а реальная история.

3. При пояснительных словах весьма, крайне, очень, совершенно, обозначающих степень качества: крайне необдуманное решение.

3. С краткими страдательными причастиями: письмо не распечатано, дорожки не расчищены.

 

4. Если есть слова отнюдь не, вовсе не, далеко не: отнюдь не проверенные данные.

5. Закрепление материала

Применение составленных правил написания частицы НЕ с причастиями на практике и синтаксический разбор предложения.

Неосвещённая часть леса выглядела сумрачно.

Ветер шевелил на деревьях листья, ещё не успевшие облететь.

Спишите, раскрывая скобки.

1. К огороду вела извилистая, никем (не) расчищенная дорожка. 2. На (не) скошенном лугу пестрели цветы. 3. (Не) допитый стакан молока стоял на столе. 4. На столе лежал (не) закрытый дневник. 5. Кругом благоухал зелёный лес, (не) тронутый деятельностью человека. 6. Слышится гром, (не) раскатывающийся, а глухо рокочущий. 7. На берегу чернела (не) перевёрнутая, а сдвинутая на песок лодка. 8. Я (не) мог оторвать взгляд от чудесной реки, (не) сравнимой решительно ни с чем.

6. Домашнее задание

Выучить таблицу с правилами, упражнение по учебнику.

Литература

1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 176 с.

2. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7–9 классов общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2011. — 271 с.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — 8-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 496 с.