Разработка урока в игровой форме по теме "Решение разноуровневых экзаменационных заданий". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Дома: Сборник заданий для подготовки к ОГЭ

Цель и задачи:

  • формирование основ экономических знаний и понимания определяющей роли математических знаний в современном экономическом мире;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе деловых игр;
  • выявление пробелов в знаниях у учеников 9 класса;
  • развивать у учеников способность быстро реагировать на смену заданий и чувство временных рамок;

Пояснительная записка

Данный урок является пятым в изучении элективного курса по алгебре: «Экономика в математических задачах и играх». Целью этого курса является не только изучение элементарных экономических знаний, но и выявление, и устранение пробелов в знаниях учащихся. А так как в своей работе я часто применяю игровые технологии или элементы игры, то данный урок спланировала в виде деловой игры «Биржа». Игра проводится в два этапа.

1 этап

Во время подготовительного этапа учащиеся вместе с учителем, во время предыдущего урока готовят необходимые карточки, банкноты, таблицы, определяют размер ссуды, стоимости задач, услуг работников «Биржи», размеры штрафов и количество прибыли, приравненное к оценкам. Выбор, с помощью голосования, шерифа и налогового инспектора.

В классе

2 этап (игровой)

Деловая игра «Биржа»

Оборудование и материалы:

  • условные банкноты (рубины)
  • «прейскурант услуг» (прил.1)
  • права и обязанности участников игры (прил.2)
  • раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями
  • кредитные карты

1. Повторение (3 мин)

Учитель повторяет с учениками основные экономические понятия:

Провести соответствия на доске.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определённой доли в капитал.

Номинал – стоимость ценной бумаги, указанная на её лицевой стороне.

Фондовая биржа – организация, на которой по определённым правилам проводится торговля ценных бумаг.

Банк – организация, которая выступает посредником при проведении различных платежей и при предоставлении кредитов.

Прибыль – разница между доходом и расходами на какую-то деятельность, причём доходы превышают расходы.

2. Игровая ситуация (1 мин)

Перемотаем время вперёд и представим, что все вы окончили университеты и пришли устраиваться на работу брокерами. У всех вас одинаковые шансы, поэтому на работу приняли всех. В качестве стартового капитала брокерская биржа выделила каждому молодому специалисту беспроцентный кредит в размере 100 рубин (условная единица на бирже). По окончании рабочего дня каждый новобранец должен погасить задолженность перед биржей и принести прибыль своим работодателям. Каждый из вас уже взрослый человек и справедливо оценивает свои знания и возможности в данной области. Прошу учесть ту особенность, что чем дешевле задание, тем оно легче.

3. Организационный момент (1 мин)

  • можно покупать лёгкие задачи, но при этом получать маленькую прибыль;
  • можно решать сложные, но для этого нужны знания;
  • можно объединить свои усилия с друзьями, но прибыль делить на всех;
  • участник, решивший 10 заданий меньше чем за 20 мин, помогает налоговому инспектору.

4. Правила игры (1 мин)

  • Для первоначального капитала у участников есть кредитная карточка.
  • Покупая задачи разной сложности, по разной цене, участник игры должен заплатить долг по кредитной карточке и получить прибыль.
  • За один урок каждый участник может решить не более 10 задач.
  • По максимальной прибыли определяется цена одного балла.
  • По размеру прибыли, в конце урока, ученику присуждается оценка.

5. Игра (25 мин)

У вас на столах лежат два приложения. Давайте ознакомимся с их содержанием (5 мин).

За ходом игры следят:

  • Шериф – ученик
  • Налоговый инспектор – ученик или гость
  • Менеджер – учитель
  • Инвесторы – Решая задачи, зарабатывает максимум средств

6. Подведение итогов (10 мин)

Таблица на доске

Ф.И.

Стоимость заданий

штрафы

прибыль

оценка

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Приложение 1. Права и обязанности участников игры

Игровая роль

Обязанности

Права

Шериф

Обеспечивает порядок в классе

- штрафовать любого участника за нарушение дисциплины
- отстранить от игры на 5 мин

Менеджер

Проверяет решение задач
Консультирует в сложных ситуациях

- продать подсказку по её стоимости
- снять кол-во рубин за неверное решение
- добавить кол-во рубин за оригинальное либо подробное решение

Налоговый инспектор

Фиксирует все финансовые операции игрока
Следит за возвращением кредитов
Подсчитывает прибыль игроков
Объявляет инвестора

Наложить штраф за «незаконные» финансовые операции (списывание и т.д.)

Инвестор

Решая задачи, зарабатывает максимум средств

Получать плату с игроков за подсказку

Приложение 2. Прейскурант услуг

№ уровня

Стоимость

Подсказки

Штраф

Премия

1

30

-10 рубин одна

- 10 рубин замечание

нет

2

40

нет

3

50

нет

4

60

40!!!

5

70

50!!!

 

Стоимость места

Шерифа

30

Налогового инспектора

250

Инвестора

30

Кассационная жалоба

10