Конспект урока "Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Разделы: Литература


Подготовительная работа:

  1. Домашнее задание к уроку: прочитать произведение (учебник под редакцией Коровиной).
  2. Принести из дома вещи, сделанные руками человека (шкатулки, посуду, украшения, игрушки и т.д.)
  3. Индивидуальные задания:
    1. выписать из статьи учебника произведения, созданные П.П.Бажовым;
    2. подготовить выразительное чтение портрета Хозяйки;
    3. 2-3 ученика должны подготовить задание 10 на стр. 78 учебника-хрестоматии.

Сегодня на уроке мы поговорим о сказе П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», вы узнаете, что такое сказ и каковы его особенности как художественного произведения.

Слово учителя о писателе: Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился в семье горнозаводского мастера 28 января 1879 года на Сысертском заводе, который располагался недалеко от города Екатеринбурга. Семья Бажовых бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, знавших свое дело. О детстве своем писатель рассказал позже в автобиографической книге «Зеленая кобылка».

Павел Бажов был единственным ребенком в семье и потому, как он писал в автобиографии, «я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Павел Бажов окончил духовное училище, а затем семинарию в Перми.
До 1917 года Бажов работал учителем русского языка, и все 18 лет нелегкого учительского труда посвятил изучению фольклора.

В 1924 году состоялся его литературный дебют, вышли его «Уральские были». Главной же книгой Бажова считается «Малахитовая шкатулка», а в 1936 году опубликованы сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза». Читатели узнавали сказы не только по знакомым героям – мастеру Даниле, Хозяйке Медной горы, охотнику Коковане и сиротке Даренке, но и по особой манере сказывания. Кажется, что старый рабочий, хорошо знающий трудное горное дело, людей, добывающих и обрабатывающих уральский камень, вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми, близкими ему людьми.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные (это было индивидуальным заданием ученика): «Уральские были», «Малахитовая шкатулка», «Зеленая кобылка», «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза» и другие.

Ребята, мы сегодня обсуждаем необычное произведение - перед нами сказ «Медной горы Хозяйка».

  1. С какими словами будет однородным слово сказ? (Сказать, сказывать, сказка.)
  2. Вспомните, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.)
  3. Как вы думаете, что такое сказ? (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.) Что такое фольклор? (Фольклор – устное народное творчество.)
  4. Посмотрите карточку, которая лежит перед вами, прочитаем определения (сказка, сказ).

Карточка

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Вывод: Бажов стремился передать интонации старых мастеров, от которых он записал многие сказочные сюжеты. Среди рассказчиков следует выделить Василия Алексеевича Хмелина, который говорил: «Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню. Много таких сюжетов от своих стариков перенял, да и потом слышать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Вашему вниманию предлагается небольшой кроссворд по материалу прочитанного произведения. Давайте вместе подумаем над ответами.

  1. Река, где были покосы (подсказка в 1 абзаце). (Северушка.)
  2. Место, где добывали руду. (Рудник.)
  3. Что чаще добывали в горе? (Подсказка в 1 абзаце.) (Малахит.)
  4. Имя горного мастера, который встретил Медной горы Хозяйку. (Степан.)
  5. Имя невесты Степана. (Настя.)

Кроссворд записан на доске, но до определенного момента скрыт от глаз учащихся.

Откройте, пожалуйста, страницу 78 учебника, задание №10.

Подготовленные ученики вместе с классом объясняют слова и выражения:

  • оба в горе робили – оба работали в горе; роба – грубая рабочая одежда;
  • и там протча, что подойдет – добыть все прочее, что еще встретится;
  • этот и вовсе изробленный – человек, измученный работой, болезненный, изможденный (он сильно кашлял);
  • девка небольшого росту, из себя ладная – девушка небольшого роста, красивая, хорошо сложенная;
  • артуть-девка – ртуть-девка; активная, очень подвижная, непоседа, красивая;
  • слово молвить – слово сказать;
  • виду не оказывает – виду не показывает, не волнуется;
  • парню забедно стало – парню стало обидно;
  • я в горе роблю – я работаю в горе, на руднике;
  • на глазах таял – болел сильно;
  • молвил – сказал, вымолвил;
  • обзарился – позавидовал;
  • перст – палец руки;
  • посмеяться ладил – хотел посмеяться;
  • здоровьем хезнул – чах, болел очень сильно;
  • хворал – болел.

Далее предлагаются вопросы для обсуждения текста.

-  О чем сказ «Медной горы Хозяйка»? (В произведении рассказывается о молодом человеке, работающем в горе. Его зовут Степан. Он встретил Хозяйку Медной горы, которая предлагает выполнить Степану сложное поручение – выступить против приказчика. Герой с честью справляется с заданием.)

Выразительное чтение портрета Хозяйки.

(«В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой – ровно его кто под бок толкнул – проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка. Слыхать – лопочет что-то, а по-каковски – неизвестно, и с кем говорит – не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей».)

1. Что необычного было в ее облике? Что особенно удивило Степана?

2. Как Степан объясняет, что он не боится малахитницу? («Чего мне бояться, коли я в горе роблю!», стр. 68.)

3. Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Заводской приказчик.)

4. Почему Степан решил сделать так, как велела Хозяйка? («Не сказать – тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)

5. Чем закончилось это событие?

6. Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы? («Молодец, - говорит, - Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку».)

7. Как сложилась судьба Степана после встречи с Хозяйкой? («Степан тоже счастья в жизни не поимел».)

  1. Чем интересен был для вас сказ Бажова?
  2. Каков, по-вашему, характер рассказчика?
  3. Что в сказе было реальное, а что – фантастическое?

В учебнике на странице 69 предложена иллюстрация художников А.Ковалева и Г.Буреева, с которой неплохо было бы поработать:

  1. Что изображено на иллюстрации? (Это фрагмент палехской шкатулки с сюжетом сказа «Медной горы Хозяйка».)
  2. Как на ней прославляется красота рабочего-труженика?
  3. Как изображены отрицательные герои?
  4. Почему так изображена Хозяйка? Какое символическое значение обретает ее фигура?

Ученики принесли вещи, сделанные руками человека. Это могут быть шкатулки из дерева и камня, медные монеты, изделия из малахита, посуда, подсвечники, игрушки, украшения и т.д. Показ таких изделий расширит знания учащихся о народных промыслах.

Выводы.

В творчестве П.П.Бажова жанр литературного сказа нашел наивысшее свое выражение. Ему подражали, порой даже копировали, но образец так и остался непревзойденным. Книги Бажова относятся к так называемым «вечным книгам». Они не стареют, потому что помимо высоких художественных достоинств обладают еще одним, пожалуй, наиболее важным качествам – они славят рабочего человека.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к сказу Бажова «Медной горы Хозяйка».

Список использованной литературы.

  1. Литература: Учеб.-хрестоматия для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: Вако, 2004.