Реализация наследственной информации в клетке

Разделы: Биология

Цели урока

Деятельностная

• формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение индивидуальных и групповых заданий, поиска решений проблемных вопросов;
  • формирование способности учащихся к новому способу действия;
  • создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение механизмов реализации наследственной информации в клетке.

Предметно-дидактическая

• открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка.

Планируемые образовательные результаты урока

Предметные

• представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
  • называть реакции биологического синтеза, составляющие пластический обмен;
  • воспроизводить определения биологических понятий;
  • объяснять механизм реализации наследственной информации: биологический синтез белков и других органических молекул в клетке.

Метапредметные

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках);
  • анализировать, систематизировать и оценивать информацию;
  • развивать способность к логическому мышлению, умению выражать собственные мысли.

Личностные

• развитие познавательного интереса к предмету, ответственного отношения к учению;
  • будущее профессиональное самоопределение;
  • развитие умения осознанно трудиться над поставленной целью.

Тип урока

• По ведущей дидактической цели: урок «открытия нового знания».
  • По способу организации: комбинированный.
  • По ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения

• Основной: информационно-развивающий
  • Дополнительные: наглядный (работа с рисунками, схемами, моделями-аппликациями), практический(работа в группах, обсуждение и решение проблемных задач), словесный (беседа, диалог), фронтальный (работа с презентацией учителя), индивидуальный (работа с дидактическим материалом, различными источниками информации).

Основные вопросы урока

1. Сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке.
  2. Генетический код, его свойства.
  3. Этапы биосинтеза белка.

Средства обучения: таблица по общей биологии «Генетический код», «Биосинтез белка», «Уровни организации белка», дидактический материал для проведения работы в группах и индивидуально, модель «Молекула ДНК», мультимедийный проектор, компьютер, электронные носители информации, презентация учителя, модель-аппликация «Биосинтез белка».

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие учеников и учителя, организация рабочего места, инструктаж по работе с листами самооценки.

Обсуждение постулатов, которыми пользовались древние философы: «Хочешь быть красивым — смотри на красивое.

Хочешь быть здоровым - смотри на красивое». Ученики высказывают соё отношение, в том числе о важности знаний о механизмах передачи наследственной информации.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Какое отношение имеет тема урока «Реализация наследственной информации в клетке» лично к каждому присутствующему?

- Почему человек и другие организмы способны увеличиваться в размерах?

- Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живёт всего 120 дней? Откуда берётся новый гемоглобин?

- Где хранится информация о нашем организме? (Обучающиеся отвечают на вопросы)

Учитель предлагает заполнить лист самооценки. (Приложение №1)

3. Этап построения проекта выхода из затруднения

Обучющиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Уточняют и согласовывают тему урока. Определяют средства: работа с учебником, мультимедиа, объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели.

Учитель предлагает учащимся организовать на уроке работу индивидуально и в группах по 3 человека.
После формирования групп, их участникам для сплочения маленького коллектива предлагается ответить на вопрос из конверта. (Приложение №2)

4. Этап реализации построенного проекта

Вступительное слово учителя.

Обязательным условием существования всех живых организмов является способность синтезировать белковые молекулы. Классическое определение Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» не потеряло своего значения в свете современных научных открытий. Белки в организме выполняют тысячи разнообразных функций, делая нас такими, какие мы есть. Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они ни принадлежали. Причём, меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.

Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.

Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

Обучающиеся знакомятся с текстом учебника по данной теме (учитываем, что данная тема была изучена по биологии в 9 классе):
- выделяют главные вопросы и понятия;

- объясняют в группах (по три человека), как происходит синтез белка, предложенную модель биосинтеза белка. (Используют средства обучения к данному уроку)

Учитель реализует предметно-дидактическую цель урока - открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка.

(Презентация учителя, мультимедийный урок на электронном носителе «Уроки биологии Кирилл и Мефодия.Общая биология.10 класс).

Решение основных типов задач по теме. (Приложение №3)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Решение типовых задач в группах, индивидуально. (Приложение №4)

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Обучающиеся самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия; самостоятельно соотносят работы с эталоном для самопроверки.

Учитель организует обсуждение результатов выполненной работы. (Приложение №5) Можно использовать дополнительный информационный материал. (Приложение №6)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель организунт работу в группах - обсуждение вопросов.

1. Какие цели урока были реально достигнуты?
  2. Трудным ли был теоретический материал по данной теме?
  3. В чём его трудность?
  4. Успешно ли вы с ним справились?
  5. Трудно ли было оценить себя, используя эталоны и листы самоконтроля?
  6. В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?
  7. Как бы вы оценили свою работу?
  8. Как справились с этой работой твои одноклассники, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали?

Учитель предлагает заполнить лист самооценки (Приложение №1).

Домашнее задание.

1. Чтение и анализ материала параграфа в соответсвии с темой урока и самооценкой.
  2. Составить текст с пропусками по теме, синквейны по одной из тем: «Биосинтез белка», «Трансляция», «Транскрипция».
  3. Составить самостоятельно 3 задачи по данной теме, решить их, предложить для решения участникам своей группы, оценить.