Конспект урока по развитию речи «Описание картины А.А.Пластова “Летом”» для учащихся 7-го класса коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Класс: 7 класс, слабослышащие дети, имеющие диагноз: задержка психоречевого развития (программный материал 7 класса коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей, получающих основное общее образование, условно приравнен к программе 5 класса общеобразовательной школы)

Цели:

  • образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить описывать изображенное на картине; ввести в словарь учащихся слова: холодные и тёплые цвета, изумрудная трава;
  • коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа картины, развивать монологическую речь, слуховое восприятие, активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; следить за произношением;
  • воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус.

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (дети обучаются с использованием данной технологии с 5 класса; им знакомы понятия, действия)

Оборудование: план описания картины; лист ученика (Приложение 1), карточка для ученика, имеющего минимальный словарный запас, презентация.

Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «Лето», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о художнике (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).

Литература

1. Лазаренко Г. П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: - М.:Дрофа, 2004.

2. Ходякова Л. А., Новикова Л. И., Штыкина, Кабанова Е. В. Сочинение по картине в 5-м классе: Метод. пособие / Ходякова Л. А., Новикова Л. И., Штыкина, Кабанова Е. В. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

3. Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2012.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(На доске висит закрытая репродукция картины)

Ребята, как вы думаете, какая тема урока? (подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)

(Дети предлагают темы)

Сегодня тема урока: "Описание картины".

Что значит описать картину?

Зачем мы будем описывать картину? (чтобы обогащать нашу речь, запоминать новые слова)

На уроке будем работать по таблице. Итак, тема урока частично известна.

  • Я знаю
  • Я хочу узнать
  • Я узнал

1.1. Стадия вызова

Что вы уже знаете по данной теме?

(У картины есть автор, название, передний план, задний план)

II. Изучение нового материала

Что хотите узнать? Напишите вопросы во втором столбике.

Работайте в парах. Обсуждайте и записывайте вопросы.

Дети пишут вопросы. Как называется картина? Кто автор картины? Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Какие краски использовал художник? Что хотел показать художник?

Проверка. Учитель записывает вопросы.

2.1. Стадия осмысления

Картина открывается. Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название)

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского художника А. Пластова.

Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленной им презентации (Слайды №1-7)

А.А.Пластов родился в 1893 году в деревне Прислонихе Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерски раскрывается красота родной природы, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли. чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его произведении: “Витя-подпасок”, “Первый снег” «Полдень», «Сенокос», «Фашист пролетел», «Летом».

- О чем писал художник? Кто герои его картин? Какая репродукция вам понравилась? Почему?

2.2. Беседа по картине

Ребята, рассмотрите картину. Будем отвечать на вопросы и заполнять кластер.

Одновременно дети заполняют кластер (записывают определения, слова-помощники)

- Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

- Опишите женщину. (Женщина в синем платье, в фартуке. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.)

- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине? (Собака тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянула вперёд лапы и положила на них свою морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят как два лопуха.)

- Что изображено на заднем плане картины? Полянка очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, желтые цветы).

- Как художник показал, что стоит солнечный тихий день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает своё отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение. (Слайд № 8)

Желтый, красный, розовый, оранжевый цвета называют в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, помогают художнику передать радостное, светлое настроение. Синий, фиолетовый зеленый, серый – это холодные тона. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, тоски, печали. Любой цвет в живописи может быть теплым холодным в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому.

– Какие цвета использовал А.А.Пластов? Зачем? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)

III. Лексическая работа

3.1. Найдите пару. Подберите синонимы. Слайд № 9

Зеленый, яркий, изумрудный, ослепительный, теплый, жаркий. Что обозначает слово изумрудный? Ксюша, Маша, найдите в словаре нашего учебника. Кирилл, Полина в толковом словаре. Демид, найди в интернете.

3.2. Изумрудный. Работа со словарем (по учебнику)

Фонетическая зарядка (Встаньте. Произносите с движением рук)

Изумрудный
м_ру м_ру
изу_мруд
изумруд_ный
изумрудный
Изумрудный цвет
Изумрудная трава

3.3. Письменная работа. Слайд № 10

Вставьте слова.

 (Один ученик у доски, остальные на листах ученика)

(Ниже дан вариант для детей, которые затрудняются вставлять слова. Им прописаны вопросы, подготовлены карточки)

На переднем плане картины художник (что сделал?) девочку в (в каком?) платье, (в каком?) платке и с бусами. Рядом с ней лежит __(кто?___) Девочка (что делает?) ягоды от веточек и листьев и (что делает?) их в кружку. Около девочки стоит ( какая?) корзина с грибами и кувшин с сочными ( какими?)___ ягодами.

Взаимопроверка. (Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие слова и почему)

Физминутка

Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы в летнем лесу. Наблюдаем за птицами (глазами нарисовать большую восьмерку, посмотреть в верхний левый угол класса и т.д.) Ловим комаров (хлопать в ладоши с поворотом туловища). Помогаем дровосеку (наклоны туловища). Глубоко дышим и маршируем на месте.

IV. Работа над составлением рассказа по плану

Будем описывать картину по плану.

1. Вступление.
1.1. Название, автор.
1.2. Первое впечатление от произведения.
2. Описание картины.
2.1. Передний план.
2.2. Задний план.
3. Заключение.
3.1. Настроение, которое создает картина.
3.2. Твое отношение.

(Сначала каждому ученику достается свой пункт плана, в конце один ученик дает полный рассказ. Остальные проговаривают за ним. При ответе дети используют кластер.)

V. Стадия рефлексии

Вернемся к нашей таблице.

Что вы узнали? Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице)

Давайте составим синквейн к картине "Летом".

Возможный вариант:

Лето.
Щедрое, изумрудное.
Собирает, отдыхает, трудится.
Красота родной природы.
Настроение.

Какое у вас настроение? Спросите друг у друга. Что нового вы узнали на уроке?

VI. Домашнее задание. Написать описание переднего плана картины

VII. Итоговое оценивание

Приложение 1. Лист ученика

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

Тёплый
Яркий
Изумрудный

Ослепительный
Зелёный
Щедрый
Жаркий

Соедини синонимы стрелкой

На переднем плане картины художник изобразил девочку в .............. платье, ................. платке и с бусами. Рядом с ней лежит ..............

Девочка............. ягоды от веточек и листьев и ............... их в кружку.

Около девочки стоит ............. корзина с грибами и кувшин с сочными ............... ягодами.