Урок окружающего мира по теме "Как разные животные готовятся к зиме". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)


Продолжительность урока: 45 минут.

Автор учебника: УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Классификация урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: - Помочь изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить, как разные животные готовятся к зиме.
  • Развивающие: развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по окружающему миру.
  • Воспитывающие: бережное отношение к животным, умение работать в паре, группе.

Ключевые понятия: спячка, линька, запасы на зиму.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока:

  • Предметные результаты: рассказывать, как  готовятся к зиме пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери.
  • Личностные УУД: воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях, готовящихся к зиме.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.
  • Познавательные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет, использовать различные способы поиска информации.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая  тетрадь, карточки-ладошки для приветствия, карточки с вопросами для работы по группам, карточки – грибы и жёлуди для работы в парах, распечатанные тесты по теме урока на каждого, карточки с кластером, в котором заполнена только середина «Как разные животные готовятся к зиме» для работы в паре.

Ход урока

Фаза 1 - начало образовательного мероприятия

Этап мотивации

Метод: «Энергизатор» (2 мин. Слайд 2)

Цель: создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся.

Столы до урока  расставлены на 5 групп. Дети стоят вокруг столов.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами приветствия.

Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга.

Дети выполняют задание.

Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Этап актуализации и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном действии

Метод: «Четвертый лишний» (3 мин.) Слайд 4.

Цель: структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

- Урок мы начнем с проведения игры «Четвёртый лишний». Работать будете в паре.

Давайте повторим правила работы в паре. Прочитайте, пожалуйста, жужжащим чтением эти правила с экрана (Слайд 3).

- Ребята посмотрите  на слайд. Там 4 картинки животных, выберите лишнюю, подумайте в паре, как объяснить, почему она лишняя.

- А зачем  и когда белка меняет цвет шерсти?

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему я предложила  вашему вниманию картинки этих животных?

- Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют тему урока в паре.

Одного обучающегося класса спросить по желанию тему урока.

- Заполните карту самооценки за это задание. (Приложение 1).

Метод: «Грибы и жёлуди» (3 мин.) Слайд 5.

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

- Ребята, сейчас вам предстоит попробовать более четко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от обучения на уроке и чего опасаетесь. Что ожидаете, вы напишете на грибочке, чего опасаетесь - на жёлуде.

Каждый обучающийся на карточке с грибочком или жёлудем, и записывает свои ожидания или опасения и прикрепляет на ватман на доске, В дупло – грибочки с помощью магнитов, под дубом – жёлуди.

Итогом работы обучающихся будет  являться формулировка задач урока по прикреплённым карточкам.

Фаза 2 – работа над новой темой

Этап построения проекта выхода из затруднения

Метод: Ромашка Блума (4 мин.) Слайд 6.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

На доске или на слайде появляется ромашка. Ромашка состоит из шести разного цвета   лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Вопросы формулирует сам учитель и озвучивает учитель.

1) Каких птиц называют зимующими?

2) Если я правильно поняла, то перелётные – это птицы, которые осенью улетают на юг?

3) Почему перелётные птицы улетают осенью в тёплые края?

4) Что бы произошло, если бы перелётные птицы остались с нами на зиму?

5) Чем зимующие птицы отличаются от перелётных?

6) Как люди могут помочь зимующим птицам зимой?

Ребята отвечают на все вопросы по очереди.

Заполните карту самооценки за это задание.

От неблагоприятных зимних условий перелетные птицы улетают в теплые края, а нелетающие животные такой возможности не имеют,  поэтому вынуждены как-то приспосабливаться к суровым условиям зимы. 

Этап выявления места и причины затруднений

Динамическая пауза. «Животные, впадающие в спячку и животные, делающие запасы на зиму» (1 мин.) Слайд 7.

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и подготовить мышление обучающихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Давайте немного отдохнём.

Ребята, вспомните, какие животные впадают в спячку, а какие делают запасы на зиму. Если услышите название животного впадающего в спячку, подпрыгните, животного, делающего запасы на зиму – присядьте.

Ёж, белка, медведь, бурундук, сурок, мышь.

Ребята выполняют задание учителя.

Некоторые из вас ошиблись, как вы думаете, почему?

Мы это ещё не знаем.

Этап реализации построенного проекта

Метод: «Инфо-карусель»  (15 мин.)

Цель: ознакомление с новым материалом.

Я предлагаю вам всем поучаствовать в «Инфо-карусели»

1 группа. Прочитайте 1 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как готовятся к зиме земноводные (лягушки и жабы) и пресмыкающиеся (ящерицы и змеи)?

2 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Почему осенью у лесных жителей происходит линька? Что
такое линька?

3 группа. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные  делают запасы  на зиму?

4 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные готовятся к зимней спячке?

5 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что интересного узнали о летучих мышах?

Обучающиеся каждой группы отвечают на все вопросы на своих листочках.

Заполните карту самооценки за это задание.

- Я предлагаю вам  посмотреть небольшой дополнительный материал по теме урока. (Презентация 2)

Этап первичного закрепления с проговариванием

Метод «Кластер (5 мин.)

Цель: формирование умений применять новый способ  при решении задачи.

Давайте проверим ваши ответы по группам и составим кластер по теме урока на доске.

Каждая группа зачитывает свой  вариант ответа на вопрос группы, где сидят и рассказывают и прикрепляют к доске свою часть кластера.

Молодцы, вы справились с заданием.

Давайте сверим с образцом на слайде 8.

Заполните карту самооценки за это задание.

Физминутка (1 мин.) Слайд 9.

Цель: снятие напряжённости, усталости. Восстановление работоспособности.

Предлагаю немного отдохнуть.

Раз присядка, два присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спину выгнут
И тихонечко подпрыгнут,
А рысята, как проснутся, 
Любят сладко потянуться.
Только мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки
Это беличья зарядка.

Обучающиеся выполняют упражнения.

Фаза 3 - завершение образовательного мероприятия

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Метод: «Заполни тест» (7 мин.)

Цель: самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Сейчас самостоятельно выполните тест по теме урока.

Что нужно сделать?

(Приложение 2. Тест)

Обучающиеся отмечают правильный вариант ответа на предложенные вопросы.

Взаимопроверка по образцу на слайде (Слайд 10 – 11).

С помощью Светофорчика у кого выполнено верно, покажите зелёный сигнал светофора, красный – у кого допущены ошибки.

Кто показал зелёный сигнал – за урок получают «5»

Встаньте у кого 1 ошибка – вы получаете «4».

У кого 2-3 ошибки должны повторить дома тему урока.

Заполните карту самооценки за это задание.

Этап рефлексии

Метод: «Лучики и тучки» (4 мин.)

Цель: Выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке обучающимися класса.

- Возьмите лучик или тучку. Подойдите к солнышку  на доске и наложите сверху тучку, если у вас возникли трудности в восприятии материала и наоборот, приложить лучик к  солнышку, если ваши опасения были напрасны.

Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки.

Домашнее задание.

Учебник стр. 98-99 читать, отвечать на вопросы, РТ стр. 58-59.

Сдайте карту самооценки. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Список использованной литературы

  1.  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч.2. - М.: «Просвещение, 2012.
  2.  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч.2. - М.: «Просвещение, 2012.
  3. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян]; М.: Просвещение, 2009. — с. 82-84.

Интернет-ресурсы

  1. http://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/62597-konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-kak-raznye-zhivotnye.html - Конспект урока  по окружающему миру «Как разные животные готовятся к зиме». 2 класс
  2. https://pedportal.net/nachalnye-klassy/okruzhayuschiy-mir/urok-po-okruzhayuschemu-miru-vo-2-klasse-umk-quot-perspektiva-quot-tema-quot-kak-raznye-zhivotnye-gotovyatsya-k-zime-quot-539668 - Урок по окружающему миру во 2 классе УМК "Перспектива" .Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".
  3. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekturokasamookruzhaiushchiimirprishlazima - Конспект урока с АМ/О окружающий мир «Пришла зима».
  4. https://pedportal.net/nachalnye-klassy/okruzhayuschiy-mir/konspekt-ndash-amo-uroka-1213116 - Конспект – АМО урока.
  5. https://infourok.ru/pamyatki_dlya_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly-401357.htm - Как работать на уроке в паре.