Использование перспективных педагогических технологий в рамках авторского учебного курса «Основы исследовательской деятельности»

Разделы: Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом


Согласно ФГОС ООО, одно из направлений развития универсальных учебных действий должно быть направлено на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности». В нашей образовательной организации данный вид деятельности широко распространён в начальной школе. Но истинное положение дел говорит о том, что ведущую роль в работе над проектами там играют родители, часто не владеющие технологией проектно-исследовательской деятельности. Затем проблема, зарождающаяся в младших классах, перекочёвывает в основную школу. Мне в своей практике приходилось сталкиваться с тем, что пятиклассники, делавшие большие успехи в проектно-исследовательской деятельности, занимавшие призовые места в конкурсах на ступени начального образования, не имеют представления об этапах работы над проектом, не владеют элементарной терминологией, связанной с исследовательской деятельностью. Я же убеждена, что данный вид работы требует определённой системности. Важно не «сделать» с ребёнком проект и победить в конкурсе, а научить его работать над проектом. Кроме того, в рамках урочной системы у учителя, как правило, нет возможности именно системно выстроить проектную деятельность. Эта проблемная ситуация и побудила меня к созданию авторской программы «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 5, 6 классов. Данный курс был включён в учебный план образовательной организации (в часть, формируемую участниками образовательного процесса). Выбор данного курса ежегодно осуществляют от 42 до 65% учащихся.

Идея авторской программы основана на технологии проблемно-диалогического обучения, разработанной к.п.н. Е.Л.Мельниковой, развившей идеи М.Н.Махмутова, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, и частично опирается на её же Программу внеурочной деятельности для начальной школы «Я открываю знания».  Моя программа призвана поэтапно организовать исследовательскую деятельность учащихся, а именно научить определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения, планировать деятельность, а также работать по плану, т.е. способствовать достижению нового образовательного результата.

Цель курса «Основы исследовательской деятельности» – развитие исследовательских умений, самостоятельности в приобретении знаний и творческой инициативы; развитие интеллектуальных  и творческих способностей, научного мировоззрения; развитие личности через познание мира, других людей, самопознание. Отличительной особенностью программы «Основы исследовательской деятельности» является её метапредметный характер, т.к. на занятиях дети обращаются к различным учебным предметам, входящим в программу 5–6 классов, при этом у обучающихся формируются универсальные учебные действия.

Итогом реализации программы становится индивидуальный или групповой исследовательский  проект по выбору учащихся. На сегодняшний день мной подготовлены поурочные разработки всех занятий курса. В их основу легли современные педагогические технологии проблемно-диалогического обучения, ИКТ, использование приёмов смыслового чтения, активных методов обучения.

Оригинальность идеи заключается в том, что научное творчество становится одновременно и целью, и средством её достижения. Ключевой педагогической технологией, основной целью которой является непосредственно развитие творческих способностей, является проблемно-диалогическое обучение. Смысл технологии заключается в том, чтобы на уроке изучения нового «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. На проблемно-диалогическом уроке я сначала побуждающим или подводящим диалогом помогаю ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирую их создать продукт и представить его классу.

Часто проблемная ситуация на уроке создаётся через опровержение житейских представлений учащихся.  Например, задаётся вопрос: «Любой ли человек может сделать научное открытие? Какими качествами он должен обладать для этого?» Как правило, дети отвечают, что он должен быть умным, хорошо учиться в школе. Тогда я привожу факты из биографии И.Ньютона, А.Эйнштейна, Д.И.Менделеева, демонстрирующие  их неуспешность в  школьные годы. Ученики реагируют с удивлением. Затем происходит выход на проблему и, соответственно, тему урока – «Как учёные открывают знания». Следующим этапом является выдвижение гипотез с последовательной проверкой каждой.

После воспроизведения нового знания следует продуктивное задание, которое либо задаётся на дом, либо выполняется в классе. Продуктивное задание может быть научным (формулировка темы,  формулировка вопросов), наглядно-образным (опорный сигнал: символ,  схема,  таблица,  опорные слова),  художественным (художественный образ:  метафора,  загадка,  стихотворение). Задания последнего типа выполняются обычно дома по желанию. Примеры продуктивных заданий:

  • Нарисовать комикс, на котором были бы отображены все четыре этапа научного творчества.
  • Оформить материал занятия в виде таблицы.
  • Сочинить «мотиватор», который будет вдохновлять вас на исследовательскую деятельность. Это может быть стишок, рисунок, слоган и т.п.

Роль информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности трудно переоценить. С одной стороны, они  позволяют по-новому организовать взаимодействие учителя и учеников, так, чтобы  ученик стал активным и равноправным участником образовательной деятельности.  С другой стороны, современные требования таковы, что, не овладев на достаточном уровне ИКТ-компетенцией, ребёнок просто не сможет самостоятельно работать над исследовательским проектом: осуществить поиск информации, оформить и представить результат и продукт исследования.

Использование ИКТ на уроке позволяет мне решать специальные практические задачи, организовывать самостоятельную работу учащихся, в том числе и контроль. В частности, использую самостоятельно разработанные интерактивные тесты, а также интерактивные электронные тренажёры, кроссворды. Особый интерес вызывает такая технология, как веб-квест, смысл которой заключается в том, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся по определённой теме находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может стать публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов.

Особое внимание в курсе «Основы исследовательской деятельности» уделяется работе с информационными источниками, а также оформлению результатов работы. Ребята учатся форматировать текст своего проекта в соответствии с требованиями, кроме того, использую в работе заготовленные тексты с ошибками в форматировании. Подобный вид деятельности очень эффективен и становится возможен благодаря оснащению класса ноутбуками на каждого учащегося. Работа эта очень важна, так как, опираясь на свой опыт члена жюри различных конкурсов исследовательских проектов, могу утверждать, что проблемы, связанные с культурой оформления проекта, очень распространены.

При изучении темы «Как работать с информационными источниками?» особая роль отводится смысловому чтению. При работе с научными, научно-популярными, учебными текстами использую следующие приёмы: постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения; антиципация плана изложения (предвосхищение того, о чем будет говориться  дальше в тексте), антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше), реципация прочитанного (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли); составление плана; составление логографа  (моделирование логической структуры текста, представляющей собой графическое изображение логических связей между основными микротемами текста); приемы тезирования (формулирование основных положений и выводов текста); составление сводной таблицы; комментирование; логическое запоминание; реферативный пересказ; аннотирование.

На этапе рефлексии часто использую активные методы обучения. Примером может служить АМО «Мухомор». На большом листе рисуется круг, поделённый на шесть секторов. Формулируется общий вопрос «Сегодня на занятии интереснее всего мне было…» Над каждым сектором записывается утверждение.

  • формулировать проблему и тему занятия;
  • выдвигать гипотезы;
  • узнать о существующих видах проектов;
  • делать выводы;
  • определить, какой из видов проектов мне хотелось бы выполнить;
  • узнать домашнее задание.

Участники фломастером обозначают своё мнение в каждом секторе круга точкой. Чем выше интерес, тем ближе к центру круга. Лист обычно размещаю с оборотной стороны доски, чтобы избежать «социального конформизма».  Далее проводится общее обсуждение итогов.

Необходимо отметить, что, хотя и предполагалось, что итогом обучения должен стать готовый исследовательский проект, не все ученики, по разным причинам, приходили к этому результату (многое в этом вопросе зависело и от непосредственных руководителей исследовательских проектов). Но основные элементы технологии создания проекта усвоены всеми.

Результативность опыта и достигнутые эффекты выражаются в результатах диагностики уровня развития, обучения и воспитания детей.  Практически все ученики, осваивающие курс «Основы исследовательской деятельности», демонстрируют высокий уровень внутренней учебной мотивации, в отличие от  своих одноклассников.

Позиция исследователя – это наличие потребности в изучении нового, способность к постановке проблемы и её анализу с разных точек зрения. В связи с этим проводилось изучение привлекательности отдельных аспектов деятельности учащихся в рамках учебного курса. Анкетирование показало, что обучающимся нравится: формулировать проблему (43%), оценивать разные факты, идеи, решения (53%); изучать проблему с разных сторон (37%).

Наблюдение за учащимися во время учебных занятий показывает, что дети работают с увлечением, сохраняя работоспособность на протяжении всего урока, отмечают неточности, ошибки, опечатки, что говорит о сосредоточенном внимании, они заинтересованы в конечном результате.
Наиболее наглядными результатом является эффективность участия в конкурсах исследовательских проектов. За три года все (!) ученики, успешно  освоившие программу курса «Основы исследовательской деятельности», становились победителями и призёрами школьных конкурсах, 6 человек – победители и призёры городского этапа «Интеллект+», 3 человека – призёры регионального этапа того же конкурса в различных номинациях, 8 человек – победители и призёры различных дистанционных интернет-конкурсов.

Модель ожидаемого результата  педагогической деятельности в виде новообразований  личности обучающегося включает в себя (учитывая метапредметный характер курса)

регулятивные универсальные учебные действия (определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха),

коммуникативные универсальные учебные действия (излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки; участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения; предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться),

познавательные универсальные учебные действия (находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях, в т.ч. используя ИКТ); владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий; классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;  сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия; устанавливать причины явлений и их следствия; устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов); представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.

Личностные результаты: отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);  объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели; строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов; выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях; признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).

Метапредметный характер курса «Основы исследовательской деятельности» позволяет работать с ним любому педагогу, заинтересованному в развитии исследовательских умений учащихся,  независимо от своей специализации.