Знаменитые защитники России. Разработка библиотечного урока

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Патриотическое воспитание


Цели:

  • привлечение к чтению книг фонда нашей библиотеки на военно-патриотическую тематику, стоящих на выставке к 23 февраля;
  • воспитание информационной культуры (отработка навыка быстро найти нужную информацию в энциклопедиях, путеводителях, справочниках школьной библиотеки)
  • приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей страны;
  • воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников;
  • формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского солдата.

Оборудование:

  • Компьютер или ноутбук.
  • Мультимедиапроектор.
  • Интерактивная доска.
  • Выставка-вткорина книг военно-патриотической тематики «Знаменитые сражения и знаменитые защитники России», с ящиком для ответов. Часть книг с выставки библиотекарь берет в руки и демонстрирует в ходе урока.
  • Листки с вопросами, презентация в Powerpoint.

Ход урока

1. Организационная часть урока (1 мин.)

Здравствуйте, ребята!

Какое сегодня число? (Ответы).

Так. А скажите пожалуйста, какую торжественную дату февраля вы знаете, какой праздник приближается?

(Ответ). Да, 23 февраля - День защитника отечества. Правильно. А каких защитников нашего отечества – России, - вы знаете? Самых-самых знаменитых, известных? Давайте проведем небольшую викторину.

2. Теоретическая часть урока (31 мин.)

Слайд 1. Презентация

Самые первые защитники России, которые защищали ее еще в давние давние времена, когда она называлась Русь? Кто назовет?

- Ответы детей. По мере ответов появляются надписи с именами. Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

- Молодцы, правильно! А с кем они сражались?

- Ответы школьников.

- Молодцы! А откуда вы об этом узнали?

- Ответы.

- Хорошо. Это мы знаем из вот таких книг, где напечатаны былины о богатырях.

Слайды 2–3

Хорошо. А Какую знаменитую битву на льду Чудского озера возглавил в 13 веке Александр Невский ? Когда Александр Невский с войсками не пустил европейских рыцарей-крестоносцев в железных доспехах завоевать нашу Русь? Вот в этой книге из нашей библиотеки вы можете об этом прочитать.

– Фото книги на слайде, подлинник книги библиотекарь берет в руки, показывает обложку, затем открывает разворотом к классу на странице 66 (иллюстрация с надписью «Ледовое побоище» мелким шрифтом. Знаменитая битва, прямо на льду..Чудского озера. Как же она называлась? Подсказываю - ключевое слово «лед»… Посмотрите – вот какие рыцари-крестоносцы страшные, кресты даже на лошадях, все у них в железе - в железных доспехах даже лицо , посмотрите какой шлем- все лицо закрыто, узкие щели для глаз, под плащами тоже железные доспехи, все защищено, много много килограммов крепкого тяжелого толстого железа. Как их было победить возможно, как вы думаете? Ведь огнестрельного оружия тогда не было,- сражались чем? – меч, щит, булава еще была. А железо их доспехов не пробивалось мечом…

Неуязвимые тяжелые рыцари-крестоносцы в железе, и на боевых конях. Прямо как «Терминаторы». А у наших – только тонкая легкая кольчуга и открытый шлем. Что же придумал Александр Невский? Почему именно на льду было это знаменитое сражение, как вы думаете? Вообще то разве удобно на льду сражаться, скользко наверное? Ну предположите, почему на льду? (Ответы) Какие еще версии будут? Спрашиваются несколько учеников.

Кто захочет узнать правильный ответ, приходите на перемене в библиотеку , там стоит выставка ко дню Защитника отечества, на ней эта книга. Можете взять и найти ответ. А заодно поучаствовать в викторине «Знаменитые сражения», там висит листок с вопросами викторины и ящик для ответов. Кстати, а как быстро найти ответ на интересующий вас вопрос в книге, энциклопедии? Вот например эта книга называется «Древняя Русь», тут не только про Александра Невского, про многих других. Как же нам быстро найти ответ?

Откроем книгу сзади - предпоследняя страница - смотрите - называется «Именной указатель»- тут по алфавиту указаны все имена людей, про которых написано в книге, а рядом - номер страницы. Не обязательно именной, но Указатель обязательно есть в любой энциклопедии или справочнике, и во многих других книгах так же, чаще всего он сзади, на последних страницах. Названия там все стоят в порядке по алфавиту. Поэтому чтобы быстро найти ответ на любой интересующий вас вопрос, ищите по алфавиту в Указателе. Но если с первого раза не нашли, не забудьте поискать другой вариант- например «Александр Невский» мы можем не найти на «Н», но найти на «А». А про летучую мышь можно поискать и на «Л» и на «М».

Слайд 4

Посмотрим дальше – Великий полководец, который в 1380 г. со своим войском разгромил ордынское иго и полчища Хана Мамая на Куликовском поле, за рекой Дон ? После этого знаменито сражения ему и имя-прозвание такое дали, вернее, вторую часть имени, которая звучит как фамилия, - по названию реки Дон… Как же его звали? Вот наша книга об этом сражении, там можно прочесть ответ.

Слайд 5

А вот эта книга «Отважное сердце» художественная, ее можно взять домой почитать кто захочет. Очень интересная , про мальчика Гриньку, которого берет к себе служить оруженосцем тот самый великий князь.

Слайд 6

Слайд 7

Это поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», про знаменитое сражение под Москвой, близ деревни Бородино. Тогда была Великая Отечественная война 1812 года. А кто с кем воевал?

Слайд 8

Это великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов. Он прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Именно он выбрал для решающего сражения с армией непобедимого до тех пор императора, который, как и Гитлер, хотел завоевать весь мир и уже по дороге к России захватил несколько государств, Бородинское сражение и победил в нём. А как же звали императора-завоевателя, которого победил Кутузов?

Слайд 9

Вот в этих книгах вы можете найти ответ на этот, и еще на множество других интересных вопросов. Как? С помощью чего?
Слайд 10.
С помощью вот такого УКАЗАТЕЛЯ (берет в руки подлинники книг и раскрывает на странице Указатель.

Слайд 11

Хорошо. А сколько мировых войн было в прошедшем совсем недавно- 20-м,веке? Мировых- это значит участвуют несколько стран мира?

Ответы школьников.

- Две мировых войны было в 20 веке. Первая - в 1918 году на нас напала Германия, и тогда 23 февраля 1918 года организовали, созвали Советскую Армию. А вторая какая? Да, Великая отечественная для нашей страны она так называется, а для всего мира эта война началась на два года раньше, в 1939 году. Ведь Гитлер не только на нашу страну напал, он хотел завоевать весь мир, все другие народы и национальности уничтожить или сделать своими слугами . И по дороге от Германии к России он завоевал 12 стран Европы. И везде строили фашисты концлагеря. Чтобы пытать, заставлять делать тяжелые работы, проводить опыты над людьми, сжигать живых дюдей в большой печи-крематории, делать мыло из кожи детей и женщин. В фашистских концлагерях погибли свыше 11 млн. граждан Бельгии, Норвегии, Венгрии, Нидерландов, Польши, Румынии, Фрванции,Чехословакии, Югославии, СССР и др. стран.

В этом году 9 мая мы празднуем юбилей Победы в этой войне - 70 лет со дня Победы . Мы - Россия- остановили фашистов, Гитлера. Спасли весь мир… Эту победу нам, России, принесли наши солдаты. Но погибло у нас за это- за эту победу - смотрите- страшно много - 27 миллионов человек. Это только по спискам.

Слайд 12

И последний вопрос нашей викторины.

- Назовите самые крупные сражения Великой Отечественной Войны . Крупные- значит самые большие, известные, решающие.. - решалось – кто победит… В каких городах России были самые большие, самые кровопролитные сражения? Больше всего людей погибло.. Кто может назвать? Что не можем вспомнить, мы прочитаем ….

Слайд 13 (крупным планом книга «История России»)

Вот в этой книге. Открываем Указатель, и ищем на «В» - «Великая Отечесатвенная Война». Вот, рядом стоит номер страницы – 81. Открываем страницу 81 и начинаем читать – «1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война- .., - про крупные сражения тут нет, идем дальше- читаем начало следующего абзаца - «У границ СССР сосредоточились 190 девизий Германии и ее союзников общей численностью 5,5 млн. человек…», - опять не то, пропускаем и читаем дальше с красной строки….- тут тоже нет, переворачиваем страницу…и читаем начало следующего абзаца- Тут заголовок «Тяжелые годы войны».., переворачиваем дальше, - вот, жирным шрифтом выделено «Битва за Москву» - «Битва за Москву в декабре 1941 г. была самым крупным сражением Второй мировой войны, которое немцы проиграли.» Вот мы и нашли ответ. Тут дальше на этой же странице про другие самые крупные битвы, и их названия выделены крупным шрифтом, смотрите – «Ни за одним сражением мир не следил с таким вниманием и никакая битва этой войны не могла сравниться со Сталинградской по масштабу и драматизму». Я вам рассказывала про Сталинградскую битву, вспомните наш урок… Смотрим дальше жирным шрифтом выделено «Курская битва». Вот мы и ответили на вопрос.

Слайд 14

На слайде поочередно появляются названия сражений.

Ребята, всем понятно как быстро найти нужную информацию в энциклопедии? Может, кто-то хочет что-то уточнить, спросить? Задать какой-то вопрос?

3. Практические действия (10 минут)

Хорошо. А теперь давайте разделимся на команды. Каждой команде я даю листок с вопросами. 6 вопросов. Ответы на эти вопросы есть в энциклопедиях и справочных книгах нашей библиотеки. Ваша задача написать на листке с вопросами ответы - номер вопроса и ответ. Посмотрим, какая команда победит. У вас девять минут.

4. Подведение итогов урока (3 минуты).

Подведем итоги, ребята. Победила у нас команда…. Молодцы. Легко было искать ответы, или трудно? Скажите, а что вызвало затруднения , на что больше всего времени потратили?

Ребята, скажите, вы сегодня на уроке научились.. - чему?

- Ответы детей.

А что вы сегодня узнали новое для себя?

- Ответы.

Хорошо. А если обобщить и сказать одной короткой фразой, о чем сегодня был наш урок? Как бы вы его назвали? Придумайте пожалуйста название нашему уроку. А еще?

- Ответы.

Очень хорошо. Молодцы. Приходите на перемене в библиотеку, там стоит выставка к 23 февраля, на ней книги, которые вы видели на экране и много других интересных книг, и висит листок с вопросами викторины и ящик для ответов. До свидания!

Фотография выставки-викторины

Фотография викторины

Использованы материалы.

  1. Энциклопедии и книги из нашей библиотеки(данные на слайдах).
  2. «Конкурс «Знамениты сражения» / Жиренко О.Е. – Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотческому воспитанию: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008. / О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кисилева / - С. 69.