Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания: теория и практика

Разделы: История и обществознание


Человек создан для действия.
Не действовать и не существовать для человека одно и то же
.
(Франсуа́-Мари́ Аруэ́)
Вольтер

Одной из главных задач современного образования является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в школе и техникумах.

В условиях постиндустриального общества возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В сегодняшних условиях стремительных и тотальных изменений добиться реализации этой задачи не просто.

Современный ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания педагога. У него есть свой особый менталитет, взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Такого ученика заставить учиться нельзя. В одном классе учатся дети с совершенно разными интеллектуальными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. И, наконец, стало очевидно, то что: у большинства детей потерян интерес к учебе; наблюдается познавательная пассивность; дети плохо читают, запоминают; их внимание не устойчиво; низок уровень самостоятельности мышления; не достаточно развиты творческие способности; снижается грамотность и культура речи учащихся.

В этих условиях учителю важно найти на уроке подход к каждому ученику, увлечь его своим предметом. Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника стандартным набором знаний, а сформировать у него потребность и умение учиться и дальше. Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. «Деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание» становится ведущей «в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель-учебник-ученик» была заменена на новую «ученик-учебник-учитель».

И в основание новой технологии урока закладываются следующие принципы:

  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
  2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
  3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

 Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий («могу»).

Чтобы ученик захотел учиться ему нужно создать эти условия для мотивации. Дети сами по своей природе любознательны, но большинство из них привыкло получать готовую информацию через «окей, гугл». И тут важно пробудить интерес к предмету. На уроках обществознания я с учениками иногда использую логические приемы нечестного, но удачного ведения дискуссии – софизмы. Это не только развивает критическое мышление, но и помогает закреплять полученные знания. Например, при изучении темы, посвященной антропосоциогенезу, ученики упражнялись в определении понятия «индивид»: «Индивид – это уникальное сочетание врожденных и приобретенных свойств человека. Человек – это млекопитающее. У дельфина есть уникальная способность чувствовать ультразвуковые волны. Следовательно, дельфин – индивид». Всем понятно, что это ложное утверждение, но доля юмора и критическое осмысление сказанного становится побуждением к действию.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Оно не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного времени.

Большинство методов и приемов как на уроках истории, так и обществознания, входят в следующие формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
  7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
  8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов: - Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Способов и приемов в деятельностном подходе достаточно для того, чтобы обучающемуся выбрать самому себе роль не объекта, а субъекта учебного процесса и все они, несомненно, способствуют формированию ценностно-ориентированных, общекультурных, учебно-познавательных компетенций, а педагогу дают возможность искать, творчески, на высоком профессиональном уровне решать поставленные задачи.