Программа логопедической работы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Разделы: Логопедия

Класс: 1


В настоящее время среди детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, исследователями выделена категория детей с множественными нарушениями развития, в том числе тяжелой степени, приводящей к инвалидности ребенка [1].

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) требуют постоянной поддержки, основным средством которой считается специальное психолого-педагогическое сопровождение, реализуемое комплексно различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй.

Междисциплинарная помощь строится с учётом особых образовательных потребностей каждого ребенка с ТМНР, которые диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР).

Специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план, содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы. В учебном плане для детей с ТМНР преобладают занятия коррекционно-развивающей направленности, которые являются основой для развития жизненных компетенций [3].

Интерес к проблеме тяжелых множественных нарушений развития обусловлен малой разрешенностью практико-ориентированных задач логопедической коррекции. Это во многом определяет актуальность данной программы, которая состоит в разработке и реализации системы логопедической работы по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС.

Одними из главных направлений программы логопедической работы для обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС можно считать развитие речи как средства общения, овладение доступными средствами коммуникации и умение пользоваться ими в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач [2]. Согласно учебному плану данные направления могут быть реализованы на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

Программа логопедической работы разработана с учетом Закона об образовании в РФ, Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ, АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР, а также с учетом рекомендаций ЦПМПК г. Москвы и ИПРА.

Практическая значимость программы логопедической работы заключается в выявлении структуры процесса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР, в том числе с РАС и алгоритма ее эффективного использования в практической деятельности.

Структура и содержание рабочей программы
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

1 год обучения (дополнительный класс), 64 часа (2 ч./нед.)

Программа состоит из 5 модулей и 6 разделов, каждый из которых содержит в себе соответствующие темы и определенное количество занятий, разнообразных по структуре.

Первый модуль: стартовая диагностика.

Раздел: обследование коммуникативных и речевых умений и навыков.

Содержание раздела: проведение первичной диагностики состояния коммуникативных умений и навыков, понимания речи, состояния орально-артикуляционного праксиса, общего звучания речи, пассивного и активного словаря, отраженной речи, мелкой моторики.

Планируемые результаты: оценить уровень коммуникативно-речевого развития, внести результаты в специальные индивидуальные программы развития обучающихся; заполнить диагностические речевые карты и протоколы обследования.

Второй модуль: базовая коммуникация.

Раздел: коммуникативная мотивация и сотрудничество.

Содержание раздела: формирование эмоционально-положительной коммуникативной мотивации, личностного контакта с педагогом; социально ответной двигательной реакции на жест, звук, слово.

Планируемые результаты:

  • создать предпосылки для установления положительного эмоционального контакта и навыков совместного внимания;
  • сформировать социально ответную двигательную реакцию на жест, звук, слово (реагировать на имя, отвечать на приветствие и прощание).

Третий модуль: сенсомоторное развитие.

Раздел: навыки сенсомоторной интеграции.

Содержание раздела: установление тактильного контакта, развитие тактильных ощущений с использованием различных поверхностей, с помощью легких массажных движений; снятие мышечного напряжения; повышение эмоционального фона при тактильном контакте в различных видах предметно-практической деятельности через введение сенсорных стимулов (зрительной, тактильной, вестибулярной стимуляции).

Планируемые результаты: установить положительный эмоциональный и тактильный контакт (по возможности – зрительный); уменьшить мышечное напряжение; продолжить формировать навыки совместного внимания, зрительно-моторной координации и подражательной способности; выполнять за педагогом простые упражнения и ритмические движения пальцами.

Четвертый модуль: развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Раздел: импрессивная речь.

Содержание раздела: выражение простых просьб/требований с помощью невербальных коммуникативных средств; формирование указательного жеста при выражении своих желаний; выполнение простых инструкций; требование предмета, игрушки, любимой деятельности; неречевые звуки на основе слухового и тактильного восприятия; простые по звуковому составу слова, обозначающие предметы. Лексические темы: «Семья», «Игрушки», «Посуда», «Продукты питания». Действия по фотографиям (картинкам). Слухо-моторный контроль. Игры-имитации, игры на повторение и подражание. Схема тела.

Планируемые результаты: понимать, слушать и выполнять последовательно простую инструкцию; уметь выражать просьбы/требования жестом/мимикой; указывать взглядом, жестом на объект при выражении своих желаний; различать (узнавать) и воспроизводить (имитировать) неречевые звуки; фиксировать взгляд на артикуляции взрослого; выполнять элементарные артикуляционные упражнения по подражанию; ориентироваться в схеме собственного тела; понимать названия предметов, соотносить объекты с изображениями, понимать простые по звуковому составу слова по пройденным лексическим темам; понимать названия действий (стоит, идет, сидит, бежит, спит, ест, пьет, прыгает, умывается, причесывается); различать по именам педагогов, обучающихся класса; понимать слова, указывающие на предмет, его признак (мой, твой).

Раздел: экспрессивная речь.

Содержание раздела: вызывание речевого подражания на гласных звуках и их сочетаниях, на материале открытых, закрытых слогов и со стечением согласных; звуковая гимнастика; звуковая реакция на движение, предмет, слово; графические, предметные символы для обозначения конкретного звука, звукокомплекса; выражение просьб/требований звуком, словом; узнавание (различение) напечатанных звукокомплексов; использование карточек с напечатанными словами; формирование первых форм слов, простой двухсоставной фразы (в зависимости от речевых возможностей обучающегося); употребление в речи личных, притяжательных местоимений и указательных наречий.

Планируемые результаты: узнавать, различать речевые звуки; воспроизводить (имитировать) гласные звуки; соотносить звук, звукоподражание с движением, предметным символом/картинкой, в том числе в ситуации выбора, используя указательный жест/указательный жест и указательное слово «вот» или «это»; просить желаемый предмет жестом/словом «дай», «я хочу»; просить повторения действия жестом/словом «еще»; научиться повторять за педагогом слова, обозначающие близких ребенку людей; употреблять в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения и действия с ними; узнавать (различать) напечатанные слова, простые по звуковому составу; называть свое имя (при отсутствии звучащей речи сообщать имя посредством графических символов); называть слова, указывающие на предмет, его признак: я, ты, мой.

Пятый модуль: итоговая диагностика.

Раздел: обследование коммуникативных и речевых умений и навыков.

Содержание раздела: проведение итоговой диагностики состояния коммуникативных умений и навыков, уровня импрессивной и экспрессивной речи, состояния артикуляционной и мелкой моторики.

Планируемые результаты: провести итоговую логопедическую диагностику; заполнить протоколы обследования; внести результаты с указанием динамики в специальные индивидуальные программы развития на каждого обучающегося.

Программа логопедической работы должна включать целенаправленную, поэтапную организацию деятельности специалиста по формированию у обучающихся с ТМНР потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов и способности использовать доступные средства коммуникации в условиях социального взаимодействия.

Литература

  1. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра [Текст]: методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. – Екатеринбург: [б. и.], 2017. – 287 с.).
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu/ (дата обращения: 10.02.2018).
  3. Специальная индивидуальная программа развития. 2 группа особых потребностей. Умеренная умственная отсталость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://clp.pskov.ru/dokument yi-tslp-fgos (дата обращения: 08.02.2018).