Цели урока.
- Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – кислотах и их названиях, классификации кислот по основности, по содержанию атомов кислорода; качественном определении кислот индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых кислот; определять по составу соединения принадлежность его к классу кислот, индикаторами определять кислоты и щелочи, работать с растворами кислот и щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
- Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.
Планируемый результат.
Предметные умения:
- в познавательной сфере: давать определения понятий кислота, индикатор; выучить называть кислот, различать растворимые и нерастворимые кислоты, определять с помощью индикаторов растворимые кислоты и щелочи;
- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
- регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
- познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Этап подготовительной подготовки для работы на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.
1 этап: Стадия вызова.
Учитель: На слайде и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, HCL, NaOH, H2, Fe, H2O, H2SO4, O2, Ca(OH)2, SO2, HNO3, Cu(OH)2, AI(OH)3
- Выберите из списка простые вещества?
- Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
- Назовите оксиды.
- Выпишите из списка основания и выпишите их в столбик
- Назовите основания
- Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
+ - задание выполнено правильно
± - задание выполнено не полностью
–- - задание не выполнено - Показать слайд с эталоном ответа.
Учитель: Дайте определение оксидов?
Учитель: Дайте определение основаниям?
Учитель: Дайте определение простым и сложным веществам. Приведите примеры из предложенных раннее формул.
Учитель: Какие вещества вы не выписали из списка?
Ученики: HCL, H2SO4, HNO3. Почему? (Так как мы их не изучали)
Учитель: Сравните их состав, что общего? (Общее: содержат атомы водород)
Учитель: В чем их различие по составу?
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к бинарным соединениям? Почему?
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока.
2 стадия: Осмысление.
Определение, номенклатура (название) и классификация кислот.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 21 стр. 119-121.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
- Дайте определение кислотам? (Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка).
- Выпишите формулы кислот и их названия в тетрадь.
- Дайте определение бескислородным кислотам? Приведите примеры.
- Дайте определение кислородсодержащим кислотам? Приведите примеры.
- Из трех представителей кислот: HCL, H2SO4, HNO3 какие относятся к кислородсодержащим кислотам и бескислородным?
- Что собой представляет кислотный остаток? (Оставшаяся часть формулы, кроме атома водорода).
- Из каких химических элементов состоит кислотный остаток? (Атомов неметаллов)
- Как определить заряд кислотного остатка? Каков его заряд? (По количеству атомов водорода в формуле кислоты. Заряд кислотного остатка всегда отрицательный). (Учитель дополняет, как можно составить формулу кислоты с помощью таблицы растворимости, зная заряды иона водорода и кислотного остатка)
- Что такое основность? (Число атомов водорода в кислоте)
- Из раннее приведенных формул кислот HCL, H2SO4, HNO3 назовите кислоты одноосновные и двухосновные?
- Назовите кислотные остатки в приведенных формул HCL, H2SO4, HNO3 и каков их заряд? Назовите данные кислоты?
- По составу, какие бывают ионы кислотного остатка? (Простые и сложные).
- Из ранее приведенных формул кислот HCL, H2SO4, HNO3 какие из них содержат простые, или сложные ионы кислотного остатка?
- Назовите кислотный остаток в фосфорной кислоте, и какой его заряд? Какая эта кислота по основности? По составу, каков ион кислотного остатка?
- Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в фосфорной кислоте? Составьте формулу соответствующего ей оксида. Назовите его. (Далее учитель дополняет, чем степень окисления отличается от заряда иона)
- Определите заряды ионов, степени окисления элементов в кислотах
Соединение |
Заряды ионов |
Степень окисления элементов |
HNO3 |
|
|
H2SO4 |
|
|
HMnO4 |
|
|
Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
- + - задание выполнено правильно
- ± - задание выполнено не полностью
- – - задание не выполнено
Физические свойства кислот, нахождения их в природе и применение. Качественные реакции.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 21 стр. 121-124. Применение кислот можно составить схему.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
- Перечислите физические свойства серной кислоты. (Бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запах, почти вдвое тяжелее воды, поглощает влагу из воздуха и других газов)
- Расскажите правила растворения серной кислоты в воде. (Сначала вода, потом кислота иначе случится большая беда)
- Почему не существуют в свободном состоянии угольной и сернистой кислот? (Разлагаются на воду и соответствующий оксид)
- Какие реакции называются качественными?
- Как можно распознать растворы кислот?
- Какие индикаторы вы знаете?
- Можно ли индикаторами распознать кремниевую кислоту?
Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах кислот».
Порядок действий.
- Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором серной кислоты, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
- Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
- Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
- Оформите отчет в виде таблице
№ опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
1 |
В первую пробирку прилили к раствору серной кислоты м/о |
м/о стал розовый |
2 |
Во вторую пробирку прилили в раствору серной кислоты ф/ф |
ф/ф окраску не поменял |
3 |
К третьей пробирке прилили к раствору серной кислоты лакмус |
лакмус стал красный |
Вывод по эксперименту: Как определить растворы кислот с использованием индикаторов?
Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей».
Порядок действий.
- Проверьте наличие необходимого оборудования: 2 пробирки под номерами 1 и 2 (с раствором серной кислоты и гидроксидом натрия), раствор фенолфталеина, штатив с пробирками.
- Прилейте в первую пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Оформите отчет в виде таблице
№ опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Выводы |
1 |
В первую пробирку прилили к раствору ф/ф |
ф/ф окраску не поменял |
Пробирка № 1 – серная кислота |
2 |
Во вторую пробирку прилили к раствору ф/ф |
ф/ф стал малиновый |
Пробирка № 2 – гидроксид натрия |
Вывод по эксперименту: Как определить растворы кислот и щелочей с использованием индикаторов?
3 стадия: Рефлексия
Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Сейчас мы проведем контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка
- Кислотой является:
1) Na2O
2) NaOH
3) O2
4) Н3PO4 - Метиловый оранжевый будет розовым в растворе:
1) KOH
2) Cu(OH)2
3) НCL
4) H2O
- Назовите бескислородную кислоту
1) HCL
2) H2SO4
3) HNO3
4) Н3PO4 - Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
+ - задание выполнено правильно
± - задание выполнено не полностью
– - задание не выполнено
Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?
Учитель: Дайте определение кислотам?
Учитель: Какие бывают кислоты по основности?
Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы кислот?
Учитель: Где находятся кислоты в природе и их применение?
Домашнее задание:
Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2013г. § 21 упр. 3.
Учитель: Ребята, вы мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Учитель: Ребята, закончите следующие фразы
- Я узнал...
- Я научился...
- Я понял, что могу...
- Мне понравилось...
- Для меня стало новым...
- Меня удивило...
- У меня получилось...
- Я приобрёл...
- Мне захотелось...
- Меня воодушевило...
Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы.