Конспект досуга "Москва-столица нашей родины"

Разделы: История и обществознание, Работа с дошкольниками, Краеведение


Цель:

  • развить познавательный интерес к изучению родного края;
  • познакомить поближе детей с достопримечательностями родного города;
  • воспитывать у детей любовь, гордость и уважение к Родине;
  • путешествовать по родному городу;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • создать хорошее настроение.

Ход досуга

Дети входят в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, для чего мы сегодня тут собрались в нашем красивом зале. Мы сегодня вместе с вами будем отмечать «День рождение» столицы нашей Родины. А Родина у нас одна – это Россия.

Ребенок 1

«Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в лесу смородина,
Толстый тополь у ворот.

Ребенок 2

У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.

Ребенок 3

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Дети исполняют песню о Родине: «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой)

Ведущий: «У каждого из вас есть дом, город, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Столица нашей Родины – город Москва. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Гости столицы хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями нашего города. Ребята, а вы знаете о том, что вы родились и живёте в самом сердце России - в городе Москве. (Слайд о Москве)

Стихотворение «Москва-Россия» (Н.Асеев)

Ведущая: В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники. Один из таких праздников – День рождения. День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения.

Ребята, Москва – город очень древний, старый. Каждый год, в начале сентября Москва отмечает День города. В этом году Москве исполняется 870 лет. Было это много-много лет назад. Давайте послушаем, как это было:

 (на экране слайды соотв. стихотворению).

Стихотворение А.Барто «Песня, которую пели на соборе»

Ведущий: Основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы. (слайд на экране).
Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его кре­постной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль.

(слайд на экране).

Ребенок:

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,
Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

Ведущий: Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках плыть к друзьям. Около Москвы – реки шумели дремучие леса. Около лесов селились т люди , потому что там, можно было найти еду. В лесу много дичи, грибов, ягод.

Подвижная игра: «Гриб – дерево – ягодка» (старшие группы)

(Дети бегают в рассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - встают на колени и поднимают в замок сцепленные в замок руки вверх.)

Московский Кремль – древнейшая часть столицы. Он расположен на левом берегу Москвы-реки. Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (слайд).

Вдоль стен Кремля расположено 20 башен.
Ребенок:

Ну-ка, снимем шапки, братцы,
И поклонимся кремлю.
Это он помог собраться
Городам в одну семью.

Ребенок:

Это он нам всем на славу
Создал русскую державу,
И стоит она века
Нерушима и крепка.

Ребенок:

Процветай же славой вечной
Город храмов и палат
Град старинный, град сердечный
Коренной России град.

Ребенок:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Ребенок:

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Конкурс-соревнование: «Башни Москвы» (3 команды, подг. Группа).

(в этом конкурсе участники пытаются построить высотные башни из конструктора крупных форм «Лего» насколько это возможно «выше, шире, красивее, …..»)

Ведущий: Москва – это Красная площадь (слайд). Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России. Которое любит тебя.

Ребенок:

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.

Ребенок:

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

 Ребенок:

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Ребенок:

Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!

Физминутка (дети маршируют со словами)

Мы учили песенку, а в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)
Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

Ведущий: Эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы. В древнерусском языке слово «красный» употреблялось, когда говорили о чем-то красивом, лучшем. «Красная девица», «Красное солнышко», «Красная площадь». С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню. По часам Спасской башни - курантам - вся страна сверяет время (слайд Спасская башня с курантами, звук курантов).

Ребенок:

Есть на свете город всем нам дорогой,
Башнями резными встал он над рекой,
А на башнях звёзды светят в синеве
Бой часов кремлёвских слышен всей земле!

Ведущий: С другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного). (Слайд)

Ребенок:

Дворец великолепный и надменный
Творенье рукокрылых мастеров
Стоял собор безмолвный и блаженный
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно
Неодолимо в сказку он манил -
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
(А.Карпенко)

Ведущий: Напротив собора находится Исторический музей (слайд )

Ребенок:

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества создание
В картинах, письменных стихах.

Ведущий: А, теперь предлагаю вам поиграть:» Я вопрос, а Вы ответ...»

Словесная игра: «Какой Москва была и какой стала».

1. Раньше избы, терема – А теперь? … (высотные дома)

2. Раньше лошади возили – А теперь? (автомобили)

3. Ярмарки нас собирали, скоморохи развлекали – а теперь? (выставки, музеи, театра, кинотеатры, зоопарки, аквапарки)

Ведущий:» Ребята, какие вы молодцы! А, теперь для Вас загадки, попробуйте ка отгадать.»

Загадки о Москве:

Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град
На Кремле алая звезда
Город-Столица России…. (Москва)

Назовите сразу вы
Символ города Москвы,
Площадь там зовется Красной
Бьют часы на башне Спасской….. (Кремль)

Под дорогой, под домами
Поезд светится огнями,
Чудо-лестница ползет
Всех под землю увезет…… (метро)

Вот большой и круглый дом
Ой, какое место!
Ведь всегда ребята в нем
Очень интересно.
В этом непременно
Есть и звери и арена ……(Цирк)

За высокою оградой
В нем зверей полным-полно,
Посетителям однако,
Их кормить запрещено….. (Зоопарк)

Игра «Собери пару» (старшие группы)

Ведущий: В память о тех, кто отстоял Родину в годы Великой Отечественной войны зажжён вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата (слайд)

На мраморной плите золотыми буквами написано: «Ни кто не забыт, ни что не забыто».

У «Вечного огня» стоит тишина, люди приносят сюда живые цветы и летом и зимой.

Ребенок:

Ярко звёзды горят и в Кремлёвском саду,
Неизвестный солдат спит у всех на виду.
Над гранитной плитой вечный свет не гасим,
Вся страна сиротой наклонилась над ним.
Он не сдал автомат и пилотку свою,
Неизвестный солдат пал в жестоком бою.

Ведущий: За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец (слайд).

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.

  • Кто является главой нашего государства? (президент).
  • Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).

Ведущий: У нашего города есть свой гимн – это торжественная песня. И сейчас дети ее исполнят.

Песня гимн Москвы – «Моя Москва» (музыка И.Дунаевский, автор М. Лисянский)

Ведущий: Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь».

Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.

Царь-пушка всем пушкам пушка! (слайд). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов. Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.

Ведущий: Но Москва славилась не только своими мастерами ,а также, знаменита она народными праздниками, играми, забавами. Ребята, а давайте сыграем в народную игру «Золотые ворота»(подготовительные группы).

Ведущий: Москва, также имеет свой герб и флаг.

  • Кто знает, что изображено на гербе, какие символы? ! (слайд герб Москвы).

Ведущий: На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец, который поражает копьем врага.

  • А кто знает, какого цвета флаг Москвы?! (слайд флаг Москвы).

Ведущий: ребята, обратите внимание: на флаге и гербе нашего города изображены одинаковые символы.

Ребенок:

Люблю я, Москва, когда зимнею сказкой
Сияет твой звёздный рубиновый свет,
А с площади Красной - Куранты на Спасской
Шлют людям Земли
Московский привет! (слайд Москва зимняя)

Ребенок:

Люблю я Москва, когда ясной весною
Запахнут душистой сиренью ветра
Как хочется слиться с тобою столица
И петь тебе песни
Всю ночь до утра! (слайд весенней Москвы)

Ребенок:

Люблю я Москва твою раннюю осень,
В червонных уборах бульвары твои
Над кронами сосен - сентябрьская осень
А в сердце, как в мае поют соловьи! (слайд Москва осеняя)

Песня О.Газманова «Москва – звенят колокола!»