Занятие в рамках профилактики эмоционального выгорания педагогов "Кто кого строит: я работу или работа меня?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается занятие, направленное на профилактику эмоционального выгорания педагогов.

Цель занятия:

  • Выявить у себя наличие или отсутствие синдрома «эмоционального выгорания» (Общий анализ методики В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» в модификации).
  • Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.
  • Обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.

Предварительная работа.

Перед началом работы педагогам может быть предложена методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (текст методики я приводить не буду, так как он имеется у каждого школьного психолога). Я проводила методику заранее. Проанализировать результат можно перед практической частью занятия в общем процентном соотношении: тем самым осветить, какие симптомы доминируют, какие стадии не сформированы, в стадии формирования, сформировавшиеся.

Рекомендую: чтобы не «загружать» на занятии педагогов информацией о характеристике «эмоционального выгорания», причинах его возникновения (симптомах, проявлениях, этапах формирования»), лучше это сделать заранее (на тематическом семинаре, тематическом педсовете и т.п.). Тем более, большинство педагогов уже имеют понятие о «синдроме профессионального выгорания».

Открыть занятие можно сразу с практической части с упражнения «разогрева» или «настроя на занятие».

1. Организационный момент, настрой на занятие

Приветствие. Упражнение “Поздоровайся, как сказочный персонаж”

Участники сидят в кругу.

Ведущий. Начало нашего занятия будет очень необычным, а точнее — сказочным. Все вы читали или продолжаете читать сказки. В сказках вам встречались различные герои. И я сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга, как тот или иной сказочный персонаж. А чтобы было легче выполнять это задание, будем по очереди брать из мешочка карточки, где уже написаны имена сказочных героев”. Каждый участник достает карточку, здоровается со всеми, а остальные угадывают имя персонажа, от лица которого нас приветствовали. (7 минут.)

Упражнение «Поговорим о хорошем» По кругу  дать положительное эмоциональное определение погоде в текущий день (независимо от реальной погоды дать только положительное определение).

2. Информационный блок (анализ методики В.В. Бойко»)

3. Практический блок

3. 1. Психотехнические упражнения на регуляцию эмоционального состояния  (примеры некоторых психотехнических упражнений)

Упражнение “Убежище”

Представьте себе, что у вас есть надежное и удобное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит.

Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища в жизни, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли.

Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь думать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны.

В течение дня каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте себе свое убежище.

Упражнение «Похвали себя»

Участники должны закончить предложение с позитивным настроем.

Примеры:

  • Меня  критикует начальство, значит я…..
  • Меня  критикует начальство, а я мне пришла в голову отличная мысль….
  • Меня  критикует начальство, а мне нравится в себе то, что я…
  • Меня  критикует начальство, а погода-то….
  • Меня  критикует начальство, а я больше всего получаю удовольствие от…

Участники проговаривают свой позитивный момент.

Действуем по принципу: Нет безвыходных ситуаций (кроме смерти), всегда можно выйти через вход)

Рефлексия: ваши ощущения во время выполнения упражнения.

Упражнение «Идеал» (на осознание своих личностных ресурсов).

Личностные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других вредностей профессии и современной жизни.

Инструкция: Возьмите по листу бумаги и напишите пять качеств, присущих вашему идеалу. Перед каждым из качеств напишите имена членов нашей группы, которые обладают таким качеством… Передайте листы по кругу, запишите перед качествами имена тех, кто на ваш взгляд, обладает тем или иным качеством.

Примечание: написанное подвергается анализу, в результате которого участники определяют свой идеал в группе.

Личностные ресурсы: активная жизненная установка (чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях), позитивность и рациональность мышления.

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности.

Оборудование: ватман с нарисованным деревом, самоклеящиеся стикеры в форме листочков, фломастеры для каждого.

Инструкция: вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем коллектив обсуждает, чего больше получилось – плюсов или минусов. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше и легче их озвучивать, прийти к выводу, что работа тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.

3.2. Упражнения с применением арт-терапевтических приемов (упражнение «Настроение», «Блокнот удовольствий»)

Упражнение “Настроение”

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь “выплеснуть” его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуете столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и бросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.

Вы успокоились, но проблема, мучившая вас, осталась. Она существует в вашей жизни и при помощи техник от нее не избавиться. Мы можем только изменить к ней отношение, но исключить проблему из своей жизни практически невозможно.

"Блокнот удовольствий"

Материалы: блокнот на каждого участника, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, ножницы, клей, линейки, разноцветная бумага, вырезки из газет и журналов, разноцветные ленты, пуговицы, нитки разноцветные, фольга.

Инструкция: творите, пусть каждый берет то, что ему хочется и осуществляет свой замысел.

После делимся впечатлениями

3. Упражнения «Как улучшить самочувствие за три минуты» (можно использовать при стрессовой ситуации или ситуации напряжения). Педагогам можно раздать в виде Памятки.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4–5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

7. Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

3.4. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения.

Упражнение «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх.  Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличивать продолжительность роста до 10-20 стадий.

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтоб стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где- нибудь напряжение? Сбросили его.

Упражнение «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь»  участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степенность интенсивности движения выбирается каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

3.5. Притча. Этой притчей можно заканчивать работу с педагогами

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли, и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!