Коррекционно-развивающая деятельность в условиях реализации ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В условиях реализации ФГОС ДО работа воспитателя группы компенсирующей направленности приобретает особую значимость. Целью нашей работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, которые мешают усвоению программы.

Особенность нового стандарта, это его деятельностный характер, главной целью ставят развитие личности воспитанника. Игровая деятельность, является ведущим видом деятельности дошкольника, но если ребенок, имеет речевые нарушения, на передний план вместе с игровой, выходит коммуникативная деятельность. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе  коррекции и обучения.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности  в новых условиях ФГОС можно добиться реализацией следующих принципов:

1. Единство диагностики и коррекции. 

Согласно этому принципу нами проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом мы осуществляем постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связных высказываний ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Все это прослеживается в индивидуальном маршруте воспитанника.

2. Деятельностный принцип коррекции.

На всех занятиях детям необходимо создать положительный настрой на восприятие и пробуждение интереса к познанию нового материала, а также на коррекцию психофизических функций. С этой целью проводятся элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д. В интересной форме закрепляем лексико-грамматические категории, расширяем словарный запас и развиваем связную речь, автоматизируем звукопроизношение. В своей работе мы используем упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.

3. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет нам использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, рисование крупами, цветным песком, пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

4. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

ФГОС ДО ориентируют на взаимодействие с родителями, которые должны быть активными участниками образовательного процесса,с этой целью проводится  системная работа, ведется повышение компетенции родителей по вопросам состояния речевых навыков воспитанников, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Если в работе учитывать все перечисленные принципы. то это позволит обеспечить комплексный подход к устранению у детей общего недоразвития речи.