Интегрированный проект: «Красная площадь – символ единства России». Экскурсия-квест по историческому центру Москвы

Разделы: География, Информатика, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Инклюзивное образование, Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (39 МБ)


Мы с учащимися уже неоднократно учились разрабатывать проекты и успели убедиться, что проектная деятельность дает возможности: самостоятельно решить интересующую проблему; расширить собственный кругозор; максимально проявить собственные способности и оценить их; научиться отстаивать свою точку зрения, публично показать достигнутый результат; научиться работать одному и в группе.
На этот раз мы работали над темой «Красная площадь – символ единства России».

Цель проекта:

  • Содействовать повышению уровня информированности учащихся по вопросам общей культуры, права и вовлеченности населения в решения социальных проблем страны.

Задачи:

  • Повысить эффективность системы патриотического воспитания.
  • Реализовать в системе гражданско-патриотического воспитания практический компонент, направленный на вовлечение учащихся школы в выявление и решение социальных проблем;
  • Разработать мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Формировать навыки саморазвития и самообразования;
  • Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации;
  • Развивать умения выявлять главное, четко формулировать мысли;
  • Развивать коммуникативные умения учеников;
  • Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
  • Работа над проектом проходила несколько месяцев (с ноября по февраль), поэтапно.

Этапы проекта:

  • Определение цели проекта и ее обоснование.
  • Определение необходимых видов работ.
  • Составление плана-графика работ.
  • Изучение информации.
  • Оформление проекта.
  • Защита (презентация) проекта.

Проанализировав работу над проектом и учтя ошибки, мы сформулировали полезные советы.

Эти советы пригодятся при выполнении новых проектов.

  • Если возникают проблемы при выполнении проекта, надо заполнить таблицу.

Проблема

Пути решения

Записанная проблема, решается быстрее и проще. Не тратьте время на раздумье о проблеме, направьте все ваше внимание на методы решения данной проблемы. Ваша задача, все сделать быстро, отводя максимум 1 час, на поиски методов решения проблемы. Если сами не можете справиться, то обратитесь за помощью к старшим товарищам (школьному психологу, учителю и т.д.)

  • Освоение навыков групповой работы становится одним из главных требований к современному работнику. Работая в группе необходимо придерживаться таких правил: необходимо слушать друг друга, суммировать идеи (принимать и обсуждать чужие идеи), задавать вопросы, решать конфликты, обращаться за разрешением, благодарить.  Надо понимать один без другого обойтись не может, т.к. не владеет тем материалом, которым владеет другой, у каждых своих роль, непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам
  • Докладывая результаты проектной деятельности необходимо излагать суть работы.
  •  Обязательно провести самооценку (рефлексию). Рефлексия – умение анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию. Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалась работа над проектом.

Опорная информация для проекта

Манежная площадь

В самом центре Москвы расположена площадь, пройти мимо которой невозможно и это Манежная площадь. Первые упоминания о Манежной площади датируются концом 15 столетия. Строительство в 1817 году здания Манежа, стало точкой развития площади, но окончательно она была сформирована и оформлена только в середине XX века. За историю своего существования Манежная площадь была полностью уничтожена пожаром, который произошел в Москве в 1812 году. Но, спустя пять лет, после уничтожения огнем, площадь была восстановлена, благодаря строительству здания Манежа, которое стало символом победы русских войск над наполеоновской армией. Здесь часто проводились всевозможные выставки и концерты, устраивались ярмарки. В здании манежа, которое и дало название площади, проводились пышные парады. Вплоть до 30-х годов минувшего столетия Манежная площадь была плотно окружена городской застройкой и только в 1932 году, когда здесь строилась станция метро, она была полностью очищена от неприглядных строений. Такие изменения в облике площади сделали ее излюбленным местом для отдыха и прогулок, как жителей города, так и многих приезжающих в столицу.

Неподалеку от Манежной площади знаменитый Александровский сад и Государственная библиотека. Кремль от Манежной площади отделяют Воскресенские ворота Китай-города.

Точно происхождение названия до сих пор не установлено. Согласно наиболее распространённой версии, название района происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Согласно «Словарю русского языка XI—XVII вв.», слово «кита» означает нечто плетёное, связанное в пучок, в косу.

Могила Неизвестного солдата  у Кремлёвской стены – это архитектурный мемориальный ансамбль, основанный  у стен Кремля в 1966 году, в Александровском саду. Памятник Могила Неизвестного солдата стал символом скорби по всем бойцам, пожертвовавшим своей жизнью ради спасения Родины. Рядом с могилой Неизвестного Солдата находятся облицованные гранитом постаменты с надписями городов-героев.
К 50-летию Победы над фашистскими войсками на Манежной площади был установлен памятник легендарному маршалу освободителю Георгию Жукову, работы скульптора Вячеслава Клыкова. Он открыт в мае 1995 года.

С приходом 90-х годов площадь пережила немалые перемены. Здесь был построен «Охотный ряд», ставший первым подземным торговым комплексом, на его строительство понадобилось более семи лет. Стеклянный купол торгового центра возвышается над Манежной площадью. Над ним установлена скульптура Георгия Победоносца, авторство которой принадлежит знаменитому скульптору и архитектору Зурабу Церетели.

Сегодня на площади можно увидеть великолепные каскады фонтанов, которые украшают гигантские скульптуры лошадей, на площади установлены удобные лавочки, которые оборудованы подсветкой, создающей романтическую обстановку.

Еще один, довольно нестандартный памятник установлен в Москве на Манежной площади, это «Нулевой километр», звезда, вмонтированная в брусчатку, которая является символом всех автодорог, расходящихся в разные стороны необъятной страны.

Вход на Красную площадь.

Еще в глубокой древности у восточной стены Кремля появилась площадь, где шумела оживленная торговля. Площадь называлась "Торгом". В 16 веке она называлась Троицкой - по церкви Святой Троицы, стоявшей на месте собора Василия Блаженного. В средние века здесь часто полыхали пожары, поэтому у площади было еще другое название - "Пожар". С середины 17 века ее стали называть "Красная", что значило - красивая. Красная площадь всегда была главной площадью Москвы. Попасть на Красную площадь можно через Воскресенские ворота. Тут же располагается часовня Иверской иконы Божьей Матери. Они восстановлены в 1994-1995 гг., т.к. были разрушены в период советской власти (мешали проводить парад).

Именно на Красной площади находятся величественные соборы, посвященные Пресвятой Богородице, заступнице Москвы и всей земли Русской. Казанский собор и храм Покрова что на Рву, более известный как собор Василия Блаженного.

Казанский собор.

Когда в 1605-1615 была одержана победа над польскими интервентами, на средства царской семьи был построен Казанский собор. Под руководством талантливого архитектора П.Барановского собор был отреставрирован в 1925-1933 гг. Во времена борьбы с религией храм был уничтожен. По проекту архитектора О.И. Журина, ученика П.Д. Барановского, в 1990-1993 гг. на средства народа и правительства Москвы собор был восстановлен. 4 ноября в День иконы Казанской Богоматери он был освящен Святейшим Патриархом Алексием II. 

Исторический музей.

Государственный исторический музей является национальным музеем истории России. Он построен на Красной площади в Москве и занимает полностью ее северную часть. Его экспонаты отражают культуру и историю Российского государства с доисторических времен до современности.

Музей был создан по приказу Александра II в 1872 году. Толчком к созданию музея послужила просьба организаторов выставки, посвященной Крымской войне. Экспонаты данной выставки и послужили основой музея. Под него было выделено место в 1874 году на Красной площади.
Было решено построить здание, которое бы гармонично вписалось в уже имеющийся дизайн Красной площади, не выбиваясь из общей архитектурной концепции. По итогам проведенного конкурса, архитектором был выбран В.О. Шервуд и инженер Семенов. С 1878 года строительством руководил архитектор А.П. Попов. Именно ему принадлежит честь завершения строительства этого уникального башенного сооружения.

Воплощая в жизнь идеи А.С.Уварова, он завершил оформление всех одиннадцати залов музея, которые стали родным домом для сотен экспонатов. Отделка этого историко-архитектурного памятника велась до 1881 года.

Мавзолей Ленина.

Композиционным центром Красной площади является мавзолей В.И. Ленина, напротив - ГУМ (Верхние торговые ряды).

Создание Мавзолея Ленина

Сразу после смерти В.И. Ленина 21 января 1924 года было принято решение сохранить образ великого вождя и соорудить на Красной площади Мавзолей. По проекту Алексея Щусева первоначально было построено деревянное сооружение. Это была простая постройка: углубление в земле около 3 метров, над которым возвышалось деревянное строение в виде куба с трехступенчатой пирамидой сверху. Люди входили с одной стороны, огибали гроб и выходили, с другой стороны. В апреле было построено новое деревянное сооружение, по форме соответствующее современному, с пристроенными трибунами. Саркофаг был выполнен по проекту архитектора К. Мельникова и служил до окончания Великой Отечественной войны. У входа дежурил почетный караул.

В 1930 году было построено каменное сооружение также по проекту А. Щусева. Строение из железобетона, с кирпичными стенами было облицовано темно-красным гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (порфиром), а у входа выполнена надпись – Ленин. По обеим сторонам построили трибуны, с которых члены Правительства приветствовали проходящие демонстрации и наблюдали за военными парадами. Внутри расположен траурный зал. За сооружением находятся могилы известных деятелей коммунистического руководства.

ГУМ

ГУМ — это главный универсальный магазин столицы, который имеет очень богатую историю и по праву считается достопримечательностью Москвы. ГУМ славится большим количеством разнообразных магазинов различного направления.

Здание состоит из трех этажей и имеет уникальную и старинную архитектуру. Он, настолько красив, что является настоящим украшением столицы. На территории магазина находятся бутики, магазины аксессуаров, электроники, обуви, сувенирной продукции, спорттоваров, косметики, нижнего и постельного белья. Помимо этого, там расположился огромный супермаркет, аптеки. В ГУМе есть все, что может понадобиться современному человеку.

ГУМ был создан более века назад, изначально он представлял собой Верхние торговые ряды. На сегодняшний день это самый крупный универмаг по всей Российской Федерации. Особенностью ГУМа является его стеклянная крыша, которая имеет полукруглую форму. Протяжность универмага составляет почти четверть километра и поэтому выглядит он очень величественно.

Изначально на месте ГУМа располагались обветшавшие лавки, на месте которых при правлении Екатерины II началось строительство торгового центра в классическом стиле. После изначального строительства центр пережил пожар и несколько реконструкций и только в 1893 году он получил нынешнее оформление. Как внутреннее, так и внешнее оформление ГУМа продумано до мелочей, при строительстве использовались различные материалы, в том числе финский гранит, мрамор и песчаник. Использование ценных материалов помогло сделать универмаг еще более элегантным и красивым.

Собор Василия Блаженного (Покровский собор что на Рву)

Украшением Красной площади стал храм "Покрова что на Рву", построенный в середине 16 века по указу Ивана Грозного.

Возле собора Василия Блаженного памятник Минину и Пожарскому, руководителям народного ополчения 1612 года. Скульптор Иван Мартос, отливкой фигур занимался литейный мастер, гений в своем деле, Василий Екимов. 6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Слева от собора Василия Блаженного находится Лобное место, с которого оглашали царские указы и сам государь иногда обращался к московскому люду.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, иначе называемый храм Василия Блаженного, расположен на Красной площади Китай-города в Москве. Храм построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. Решающая победа была одержана в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вдоль кремлёвской стены в древности проходил ров. Поэтому собор получил такое название.

Первоначально здесь, на возвышенности, рядом со рвом, засыпанном в XIX в., стояла белокаменная церковь во имя Троицы Живоначальной, где был погребён самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Когда построили Покровский собор, могила юродивого оказалась у его стены. От гроба стали исходить чудотворения, и собор получил второе название – храм Василия Блаженного.

Презентация к проекту

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Презентационный проект представлен в виде:

1. Презентации «Красная площадь – символ единства России»
Количество слайдов в презентации: 29 слайдов
Среда, в которой выполнена презентация: MS Office PowerPoint 2007;

2. Графических работ, зарисовок и макета древней Москвы, выполненных обучающимися на занятиях по информатике и изобразительному искусству.

3. Виртуальной экскурсии по историческим местам Красной  площади;

4, Историко-географического квеста;

5.  Буклетов по историческим объектам.

Заключение

Проект является средством поэтапного формирования учебных умений и навыков:

  • организационных;
  • информационных;
  • логических;
  • коммуникативных

Этот проект направлен на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Проект способствует расширению кругозора учащихся, развивает творческое художественно-образное мышление. В ходе работы над проектом происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества учащихся.
Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.

Пояснения к презентации

На 4, 13, 17, 18 слайдах имеются кнопки i, щелкнув по которым можно получить дополнительную информацию.

6-й слайд «Маршрут экскурсии» содержит гиперссылки в виде пиктограмм в форме красных капель, щелкая по которым осуществляется переход к слайдам с описанием исторических мест Красной площади. С этих слайдов, используя кнопки Назад возможен возврат к слайду 6 «Маршрут экскурсии» для продолжения экскурсии.

Щелчок на 15 слайде «Кремлевские башни Красной площади» приводит к появлению лупы на 1-й башне. После щелчка по лупе появляется увеличенное изображение этой башни. Щелчек еще раз по лупе приводит к появлению лупы на следующей башне и так далее до 4-й башни. После чего нажать кнопку Назад, чтобы возвратиться к 6 слайду для продолжения экскурсии.

На 6 и 20 слайдах есть кнопки Далее для перехода к работам учащихся.

Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест. Журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

Интернет-источники.

  1. http://msk-guide.ru/mavzoley_lenina.htm
  2. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ по организации групповой работы. nougazprom.mskobr.ru/files/pamyatka_po_organizacii_gruppovoj_raboty.pdf
  3. Учимся решать проблемы. psyh-olog.ru/2014/01/uchimsya-reshat-problemy/
  4. http://msk-guide.ru/red_square.htm