Цель (планируемый результат):
- дети будут знать новую букву, характеризовать звуки, которые она обозначает;
- научатся читать слоги и слова с ней;
- узнают написание письменной строчной буквы б, слогов и слов с ней.
Задачи:
- Познакомить с новыми буквами Б, б и обозначаемыми ими звуками.
- Закрепить умение характеризовать звуки.
- Развивать навык слогового чтения.
Формируемые УУД:
- Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение)
- Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения
- Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений.
- Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли.
Основные понятия: Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый.
Ресурсы: Букварь, пропись № 4, доска, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, фишки, модели слов, слогов, предложений, «светофоры», картинки солнышка и облака для определения настроения учащегося, картинки звёзд: красного, жёлтого, синего цвета для использования на этапе рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
а)- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с гостями и начнём урок.
- Добрый день и добрый час!
Как мы рады видеть вас!
Прозвенел сейчас звонок!
Начинаем наш урок!
Ни секунды не теряем,
Знанья сами открываем!
Музыкальный настрой
б) Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот» В.Шаинский и М.Пляцковский.
- Улыбка - это волшебный ключик, который открывает замки в душах людей. Она может согреть и улучшить нам настроение.
- Мы подарили друг другу улыбки, а теперь давайте подарим наше тепло.
в) (Дети сидят за партами)
- Возьмите в руки мячики (шипованные) и сильно-сильно покатайте их, чтобы в ладонях появилось тепло. А теперь подарите это тепло друг другу!
Дети ладонями прижимаются друг к другу.
г)- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли. Дети поднимают картинку: либо солнышко, либо тучку.
(На партах лежат картинки солнышка и тучки).
- Я рада, что у вас всех прекрасное солнечное настроение!
II. Актуализация знаний обучающихся
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по огромной стране Знаний и открывать новые тайны нашего языка.
Вы знаете, что к нам на урок всегда приходят гости - сказочные герои!
Работа в парах. Возьмите конверт под номером 1.
1. - Чтобы узнать, кто к нам пришёл, вы должны разгадать ребус. Из первых букв картинок сложить слово.
- Какое слово получилось? - БУРАТИНО!
- Правильно! Но Буратино пришёл не с пустыми руками, а что-то нам принёс!
- Нужно выполнить интересное задание и вы узнаете, что принёс Буратино!
- Я буду вам задавать вопрос, а вы должны быстро отвечать!
2. - Как только вы будете давать правильный ответ, одна часть картинки будет открываться!
1. Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят. БУКВЫ
2. Сколько букв в русском языке? 33
3. Предложения состоят из. . . СЛОВ
4. Слова делятся на. . .СЛОГИ
5. Мы слышим и произносим звуки или буквы? ЗВУКИ
6. Сколько в слове гласных, столько и. . . СЛОГОВ
- Молодцы!
Какой красивый букварь принёс Буратино, может вы уже догадались какая сегодня тема урока?
Обучающиеся:
- Сегодня буква именинница – Б б и её звуки!
- Давайте поставим для себя задачи на этот урок:
Задачи урока:
- Познакомиться с согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б.
- Учиться отличать от……..
- Учиться читать …………………..
- Какой красивый букварь, сейчас мы начнём по нему работать, ой, что-то упало из букваря. Что это?
- Это конверт, письмо для учеников 1-а класса.
ПИСЬМО ОТ ЧЕРЕПАХИ ТОРТИЛЫ!
ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА 1-А КЛАССА!
КЛЮЧ ОТ СТРАНЫ ЗНАНИЙ Я НЕ ОТДАЛА БУРАТИНО, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ УЧИЛСЯ В ШКОЛЕ И НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ МОИ ЗАДАНИЯ, ПОЭТОМУ ОН НЕ СЛУЧАЙНО ПРИШЁЛ К ВАМ, ОН ПРИШЁЛ ЗА ПОМОЩЬЮ! ЕСЛИ ВЫ ПРОЙДЁТЕ ВСЕ ИСПЫТАНИЯ, КОТОРЫЕ Я ДЛЯ ВАС ПРИГОТОВИЛА, ТО ОТКРОЕТСЯ ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ И ВЫ ВОЗЬМЁТЕ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ ОТ СТРАНЫ ЗНАНИЙ.
А ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТЕ МОИ ЗАДАНИЯ, ТО НАВСЕГДА ОСТАНЕТЕСЬ В СТРАНЕ ЛОДЫРЕУСА И НЕЗНАНИУСА!
III. Танцевальная физминутка «Буратино»
1 испытание. Расскажите всё, что вы знаете о звуках по схеме.
2 испытание: «Найди ошибку!».
3 испытание: Черепаха Тортила приготовила для вас трудное задание: вы должны показать фишку или модель того, что произнесу вам я:
- [О], [РА], [М'И], [ПЭ], СНЕГ, ВО ДВОРЕ ЛЕЖИТ СНЕГ. (Дети фишками и опорными схемами показывают, что произносит учитель)
- Молодцы, вы многое знаете и с этим заданием справились!
IV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
4 испытание. Работа по букварю. Знакомство со звуками [б], [б’] и буквой Б, б.
1. Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? Кто здесь нарисован?
- Что общего у этих слов? Назовите слова cо звуком [б].
Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый).
Теперь со звуком [б’]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий).
Вывод: Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б б.
5 испытание. Работа в парах: Сделайте звуко-буквенный разбор слов, которые лежат у вас в конверте под номером 2.(белый, баран)
V. Применение нового знания
6 испытание. Поиск слов на букву Б. На что похожа буква Б?
а)
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
б) Чтение скороговорки, звуко-буквенный разбор слов, которые начинаются на букву «Б».
в) Работа по тексту.
г) Найдите на странице букваря, который принёс Буратино, слова на букву Б. (белка, бабочка, букварь, буквы, барсуки, банты, белые, Богдана, брови, босоножки и т.д.)
7 испытание. - Выложите из счётных палочек букву Б.
г) Работа по букварю. Решение анаграммы. Правильное чтение стихотворения.
VI. Закрепление. 8 испытание
а) Придумайте и составьте схему предложения.
б) Разделите слова на две группы, докажите почему так разделили.
в) Какие слова бормотала Тортила в болоте?
г) Игра «Пробегись по лесенке».
д) Игра «Полсловечка за вами».
- Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями Черепахи Тортилы! И она дарит каждому золотой ключик от страны Знаний!
VII. Рефлексия
- Поднимите жёлтую звезду вверх, у кого всё получалось и вы довольны своей работой!
- Поднимите синюю звезду, у кого были ошибки, но вы потом всё поняли и успешно исправили!
- Поднимите красную звезду, кто думает, что ему ещё нужна помощь!
- Всем спасибо за урок!