Открытый урок по русскому языку по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: самостоятельная работа, работа в парах


Тип урока: урок применения полученных знаний, совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

Цель: формировать навык написания приставки и частицы не в причастиях.

Задачи:

  • уметь различать не - приставку, не – часть корня, не – частицу;
  • обозначать условия выбора орфограммы;
  • обобщать знания о правописании не с причастиями, с другими частями речи;
  • делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы;
  • способствовать развитию умения писать не с причастиями;
  • умения работать в группе и самостоятельно;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты обучения:

  • умение самостоятельно формулировать тему, цель урока;
  • умение определять цель учебной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • перерабатывать и систематизировать информацию;
  • самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: индивидуальные карточки, распечатанные тексты с заданием, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

1. Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет)

2. Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет)

3. Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да)

4. Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да)

5. Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да)

6.Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет)

7. Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет)

8. Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет)

9. Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да)

10. Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет)

11. Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет)

Задание «Игра на внимание»

12. Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да)

3. Постановка цели и задач урока. (Уч-ся самостоятельно формулируют цель урока)

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания не с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании не с причастиями.

(Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания не с причастиями. (на столе лежат памятки, алгоритмы, но лучше всё-таки надеяться на свою память)

Слитно

Раздельно

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

3. Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2. С краткими причастиями (не прочитана книга)

3. Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

4. Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)

4. Закрепление. Практическая работа. Групповая работа

А) Приложение №1. (Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь, графически обозначают орфограмму №54)

1 группа выписывает только те выражения с причастиями, в которых не является частицей, 2 группа  выписывает тот материал, где не является частью корня или приставкой.

(Не)замеченный мною, (не)покрашенный забор, лекция (не)записана, еще (не)оттаявшая земля, (не)почищенные грибы, (не)годующий взгляд; (не)покрытая снегом земля; калитка (не) закрыта; (не)заботящийся ни о ком; (не)освещённая поляна, (не)выполненное поручение; (не)замороженное, а охлажденное мясо; овощи (не)очищены; (не)растаявший снег; никем (не)проверенный маршрут; (не)сделанная работа; ошибка (не)замечена; (не)замеченная, а пропущенная ошибка; (не)замеченная ошибка; (не) замеченная учеником ошибка. (Примени правило и объясни)

1 группа

2 группа

Не замеченный мною

непокрашенный забор

лекция не записана

непочищенные грибы

Еще не оттаявшая земля

негодующий взгляд;                                                          

не покрытая снегом земля

неосвещенная поляна

калитка не  закрыта

невыполненное поручение

не заботящийся ни о ком;

нерастаявший снег

не замороженное, а охлаждённое мясо;

несделанная работа

овощи не очищены

незамеченная ошибка

 незамеченная, а пропущенная ошибка; 

 

никем не проверенный маршрут

 

не замеченная учеником ошибка

 

Анализ написанного, вывод:

  • Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
  • Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

Б) Творческий диктант

Методический комментарий.(Учитель читает словосочетания со словом который, учащиеся должны заменить их словосочетаниями с причастиями с частицей или с приставкой не, обозначить орфограмму.)

Цветы, которые не замёрзли (незамёрзшие цветы); картина, которую не написал художник (не написанная художником картина); книга, которую не заказали в библиотеке ( не заказанная в библиотеке книга); поле, которое не засеяли (незасеянное поле)

В) Приложение №2  Работа с текстом. Парная работа

Прочитайте текст, определите тему текста, подумайте, как озаглавить текст. Вставьте пропущенные буквы

Скромная, (не) раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью (не) проторённых дорог! Сколько песен сложено о ю(н, нн) ой красавице в сарафане из серебря(н, нн)ой парчи. Прелестна безветре(н,нн)ая и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем (не) видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, (не) знающие её, (не) налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

Работа в парах.  (Учащиеся меняются тетрадями. Проверка по тексту, записанному на доске.)

Нет ошибок - «5»,

1-2 – «4»,

3-5 – «3»

Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью непроторённых дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сарафане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

5. Работа по учебнику. Комментированное письмо по упр. 156. (Проверка по цепочке)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое правило мы сегодня повторили на уроке?

- Когда не пишется раздельно с причастиями? Слитно?

- Сумели  Вы решить поставленную перед собой задачу?

- Доволен ты своим результатом или нет и почему?

- Что для меня самым полезным было на уроке?

-  Что на уроке для меня было трудным?

- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

7. Домашнее задание.

П.27, упр. 157 или упр. 153 ( по выбору учащихся)

Урок провела учитель русского языка и литературы МБОУ Линёвская СОШ» Беленинова Ольга Васильевна

Приложения

Приложение №1. (Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь, графически обозначают орфограмму №54)

1 группа выписывает только те выражения с причастиями, в которых НЕ является частицей, 2 группа  выписывает тот материал, где НЕ является частью корня или приставкой.

(Не)замеченный мною, (не)покрашенный забор, лекция (не)записана, еще (не)оттаявшая земля, (не)почищенные грибы, (не)годующий взгляд;   (не)покрытая снегом земля; калитка (не) закрыта; (не)заботящийся ни о ком; (не)освещённая поляна, (не)выполненное поручение; (не)замороженное, а охлажденное мясо; овощи (не)очищены; (не)растаявший снег; никем (не)проверенный маршрут; (не)сделанная работа; ошибка (не)замечена; (не)замеченная, а пропущенная ошибка; (не)замеченная ошибка; (не) замеченная учеником ошибка. (Примени правило и объясни)

В) Приложение№2 Работа с текстом. Парная работа

Прочитайте текст, определите тему текста, подумайте, как озаглавить текст. Вставьте пропущенные буквы

Скромная, (не) раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью (не) проторённых дорог! Сколько песен сложено о ю(н, нн) ой красавице в сарафане из серебря(н, нн)ой парчи. Прелестна безветре(н,нн)ая и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем (не) видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, (не) знающие её, (не) налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

Работа в парах (поменялись тетрадями. Проверяем по тексту, записанному на доске.

Нет ошибок - «5»,

1-2 – «4»,

3-4 – «3»

Литература

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, др. Москва « Просвещение» 2016г.
  2. «Русский язык. Поурочные разработки» Е.А.Касатых. М. «Просвещение» 2017г.
  3. « Диагностические работы. 7 класс. Русский язык» Н.Н. Соловьёва. М. «Просвещение» 2014г.