Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Разделы: Литература


Целевые установки на достижение результата:

  • Личностные: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре;
  • Регулятивные: развивать навык смыслового  чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей;
  • Коммуникативные: развивать умение строить письменное  высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач;
  • Познавательные: развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать;
  • Предметные: анализировать художественное произведение, проводить сравнительный анализ характеров  героинь А.Солженицына и Н.Некрасова; выявить общее и различия; писать сочинение на заданную тему.

Ход работы

Ключи от счастья женского…
Н.А. Некрасов

1.Организация начала урока.

-  Образ русской женщины всегда вызывал интерес у писателей и поэтов. Силой любви и красотой женщины восхищались, умением жертвовать собой во имя других, трудолюбием и выносливостью поражались. Для кого-то она была музой, для кого-то примером для подражания.  Так в чем же сила и слабость русской женщины? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к произведениям двух великих писателей Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И. Солженицына  «Матренин двор».  Нам предстоит проанализировать женские образы этих произведений, объединенных общим именем.

2. Выполнение заданий практической работы лист А4).

- оформите лист А4: запишите тему работы, подпишите свою фамилию, имя.

План работы

1) Найдите значение имени и запишите его.

Матрена – женское русское имя латинского происхождения, в переводе означающее «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка».

2) Сравнительный анализ (делим лист на две части):

Матрена Тимофеевна

Матрена Васильевна

А) Определите, от чьего лица идет рассказ о героине.

Сама героиня рассказывает о себе (это единственная часть в поэме, где голос автора не слышен)

Рассказывает автор

Б) портрет – коллаж (используя цитаты, составить портреты обеих героинь)

"...Лет тридцати осьми..." "...Старухе – да не пить?.." (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)
"...Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная..." "...Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо..."   "...Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное..."   "...Ненаглядная, / Хорошая… пригожая..." (до замужества)   "...Поблекло бело личико..."   "...Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…"  "...Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна..."  Матрена - крепкая, сильная женщина: "...Чего ты? Эка силища!.." "...Корова холмогорская, / Не баба!.." (холмогорские коровы - это крупные и крепкие коровы)

Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое

В) речь героини (авторская характеристика и цитатный материал)

Песни, плачи, причитания  усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.
Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу?

 Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Г) быт (авторская характеристика и цитатный материал)

Матрена Тимофеевна - трудолюбивая женщина: "...Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать?.."  "...А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу..."  "...Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я..." Матрена Корчагина содержит большое хозяйство: "...за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород..."

"...По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <...> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!.."  "...Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!.."  "...Не дело – между бабами / Счастливую искать!.."

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней

Д) судьба (авторская характеристика и цитатный материал), сделать вывод (как имя повлияло на судьбу, только ли имя у них общее)

 Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью
В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства. Счастливой она была только в молодости:
Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла,  вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей,  с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.
И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

3. Творческая работа.

- Напишите сочинение на тему «Есть женщины в русских селеньях… (Н.А. Некрасов)»

(используя материалы практической работы, написать сочинение, в котором ответить на вопрос: Что объединяет этих героинь?)

4. Подведение итогов.

5. Определение домашнего задания.